Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі
спеціальності 13.00.04 – теорія та методика професійної освіти. – Національний
педагогічний університет імені М.П.Драгоманова. – Київ, 2010.
У результаті дослідження вперше визначено структурні компоненти
22
готовності вчителів фізичної культури до виховної роботи у старшій школі,
критерії та показники сформованості готовності майбутніх учителів фізичної
культури до позакласної виховної роботи у старшій школі; теоретично
обґрунтовано, розроблено та експериментально перевірено модель підготовки
майбутніх учителів фізичної культури до позакласної виховної роботи у
старшій школі.
Уточнено сутність понять “підготовка майбутніх учителів фізичної
культури до позакласної виховної роботи у старшій школі”, “готовність
майбутніх учителів фізичної культури до позакласної виховної роботи у
старшій школі”.
Удосконалено зміст підготовки майбутніх учителів фізичної культури до
позакласної виховної роботи у старшій школі; методику педагогічного
оцінювання на основі комп’ютерного тестування готовності майбутніх учителів
фізичної культури до позакласної виховної роботи у старшій школі.
Подальшого розвитку набули форми і методи підготовки майбутніх
учителів фізичної культури до позакласної виховної роботи у старшій школі.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогической
науки за специальностью 13.00.04 – теория и методика профессионального
образования. – Национальный педагогический университет имени
М.П.Драгоманова. – Киев, 2010.
В результате исследования впервые определенны структурные
компоненты готовности учителей физической культуры к воспитательной
работе в старшей школе, а так же критерии и показатели сформированности
готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе.
Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена
модель подготовки будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе, которая рассматривается как сложная
система, имеющая целевую, теоретико-методологическую, содержательную,
процессуальную и оценочно-результативную подсистемы. Целевая подсистема
определяется целью и заданиями подготовки будущих учителей физической
культуры к внеклассной воспитательной работе в старшей школе. Теоретико-методологическая подсистема определяется методологическими подходами и
принципами подготовки будущих учителей физической культуры к
внеклассной воспитательной работе в старшей школе. Содержательная
подсистема определяется системой знаний, умений и навыков по учебным
дисциплинам: “Методика воспитательной работы”, “Организация спортивно -
23
массовой работы”, “Мониторинг воспитательной работы в школе”,
“Организация и проведение спортивно-культурных мероприятий”, а также
функциями подготовки будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе. Процессуальная подсистема включает
в себя этапы подготовки будущих учителей физической культуры к
внеклассной воспитательной работе в старшей школе; педагогические условия
формирования готовности будущих учителей физической культуры к
внеклассной воспитательной работе в старшей школе; формы, методы и
средства подготовки будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе. Педагогическими условиями
подготовки будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе определенно такие: наличие
целостности структурных компонентов готовности будущих учителей
физической культуры к внеклассной воспитательной работе в старшей школе,
обеспечение субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента,
индивидуально-творческого развития и физического совершенствования
студента высшего учебного заведения. В оценочно-результативную подсистему
входят структурные компоненты готовности будущих учителей физической
культуры к внеклассной воспитательной работе в старшей школе, к которым
отнесены мотивационный, когнитивный, эмоциональный, процессуальный и
самооценочный; критерии, показатели и уровни (низкий, средний, высокий)
сформированности готовности будущих учителей физической культуры к
внеклассной воспитательной работе в старшей школе. Результатом является
положительная динамика уровней сформированности готовности будущих
учителей физической культуры к внеклассной воспитательной работе в
старшей школе.
Подготовка будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе рассматривается как процесс усвоения
студентами совокупностью специальных знаний, умений и навыков, качеств,
трудового опыта и норм поведения, обеспечивающие успешную разнообразную
физкультурно-оздоровительную работу, направленную на удовлетворение
интересов и запросов старшеклассников относительно укрепления их здоровья
и организованную во внеурочное время.
Готовность будущих учителей физической культуры к внеклассной
воспитательной работе в старшей школе рассматривается как интегративное
личностное образование, формирующееся в процессе, осуществляемого в
высших учебных заведениях с целью подготовки компетентного учителя
физической культуры, способного направлять свои усилия на развитие
мотивационно-ценностной сферы личности ученика старшей школы, его
чувств, убеждений, ценностных ориентаций относительно содержательности
досуга, оздоровления и физического самосовершенствования.
24
Определены и обоснованы критерии сформированности компонентов
готовности будущих учителей физической культуры к проведению внеклассной
воспитательной работы, которые отображают позитивную мотивацию будущих
учителей физической культуры к проведению внеклассной воспитательной
работы в старшей школе; уровень усвоения студентами теоретических знаний
по организации и проведению внеклассной воспитательной работы в старшей
школе; позитивный эмоциональный настрой будущих учителей физической
культуры на проведение внеклассной воспитательной работы в старшей школе;
сформированность организаторских и коммуникативных умений будущих
учителей физической культуры к проведению внеклассной воспитательной
работы в старшей школе; сформированность самооценки будущих учителей
физической культуры к проведению внеклассной воспитательной работы в
старшей школе.
Dissertation on the receipt of scientific degree of candidate of pedagogical
sciences after speciality 13.00.04 – a theory and method of trade education is the
National pedagogical university of the name M.P.Dragomanova. – Kiev, 2010.
As a result of research first certainly structural components of readiness of
teachers of physical culture to an educate work at senio r school, criteria and indexes
of formed of readiness of future teachers of physical culture to an extracurricular
educate work at senior school; in theory grounded, it is developed and the model of
preparation of future teachers of physical culture is experimentally tested to an
extracurricular educate work at senior school.
Essence of concepts is specified “preparation of future teachers of physical
culture to an extracurricular educate work at senior school”, “readiness of future
teachers of physical culture to an extracurricular educate work at senior school”.
Maintenance of preparation of future teachers of physical culture is improved
to an extracurricular educate work at senior school; method of pedagogical evaluation
on the basis of the computer testing of readiness of future teachers of physical culture
to an extracurricular educate work at senior school.
Subsequent development was purchased by forms and methods of preparation
of future teachers of physical culture to an extracurricular educate wo rk at senior
school.