У дисертації на основі критичного переосмислення методологічних підходів радянського франкознавства філософськи цілісно осмислено гуманістичні ідеї Івана Франка щодо становлення молоді. Обґрунтовується актуальність упровадження гуманістичних ідей Івана Франка в процеси навчання, виховання й розвитку особистості.Крізь призму філософських поглядів Івана Франка досліджується співвідношення соціального та морального аспектів становлення особистості.
З’ясовано, що дослідження передумов формування та ґенези світогляду мислителя є в певному сенсі ключем до осмислення спадщини мислителя, зокрема його гуманістики.
Визначено й обґрунтовано, що єдиною альтернативою щодо розв’язання націє-, державотворчої та соціальної проблематики суспільства є виховання національно свідомого, інтелектуального та високоморального молодого покоління, з якого і вийдуть справжні провідники української держави. Запорукою успіху в цьому процесі повинна стати скрупульозна просвітницька робота інтелігенції, насамперед з молоддю, яка в подальшому займе її нішу і продовжить процес.
Humanistic ideas of Ivan Franko concerning formation of youth were holistically comprehended in the dissertation. They were based on critical rethinking of methodological approaches of soviet franko-knowledge.
Interrelation of social and moral aspects of identity formation were studied through a prism of Ivan Franko philosophical views .
It was established that studying the prerequisites of formation and genesis of the thinker's worldview is a kind key to comprehension the thinker's heritage, including his/her humanistics.
It was defined and proved that the only alternative to solving nation-, state formation- and social problem of the society is by educating nationally conscious, intelligent and highly moral young generation, who will become true leaders of the Ukrainian state. The key to success in this process should be a meticulous educational work with intellectuals, especially young people, who will subsequently take their niche and continue the process.
В диссертации на основе критического переосмысления методологических подходов советского франковедения философски целостно осмыслены гуманистические идеи Ивана Франко касательно становления молодёжи. Обосновывается актуальность внедрения гуманистических идей Ивана Франко в процессы обучения, воспитания и развития личности.
Исследуются теоретические источники и социокультурные предпосылки формирования философских взглядов мыслителя. Осмысливается генезис мировосприятия Франко и определяются его стержневые мировоззренческие начала. Установлено, что исследование предпосылок формирования и генезиса мировоззрения мыслителя в определённой степени является ключом для осмысления наследства мыслителя, в частности, его гуманистики.
Определяется также отношение мыслителя к религии и социалистическим идеям, в том числе марксизму. Доказана органичность морально-философской проблематики произведений Ивана Франко с его собственной жизненной позицией и гражданским положением.
Сквозь призму философских взглядов Ивана Франко исследуется соотношение социального и морального аспектов становления молодёжи.
Доказано, что большое значение в процессе формирования личности философ придавал социальным и биологическим предпосылкам психического развития. В символической концепции «идеала человеческого совершенства» он обосновал свои взгляды на данный вопрос, сформулировав ключевой тезис о том, что биологическое и социальное в человеке пребывают в единстве и взаимодействии.
Аргументировано, что в осмыслении морально-этических феноменов Франко присуща особенная индуктивная аналитичность. Посредством изображения просто человеческого поступка он часто приходил к глубоким и важным обобщениям. Каждый затронутый учёным вопрос анализировался сквозь призму потребностей и интересов человека и украинской нации вообще. По его мнению, по-настоящему счастливым и гармоничным человек может стать только в сосуществовании с другими людьми, в семье, обществе, нации, тогда, когда будет жить и работать не для личного блага, а в интересах своей страны и ближнего. Укрепление чувства любви к людям, семье, своему народу – это основополагающий момент развития; без этой предпосылки, доказывал философ, всё остальное будет мёртвым и бездуховным. Это одно из его определяющих морально-мировоззренческих положений.
Доказано, что осмысление жизненной философии Ивана Франко невозможно без осмысления его аксиологических взглядов. Ценности, доминирующие в обществе, считал Франко, – это показатель его развития, смысловое наполнение его жизни, а также определяющий фактор социализации и становления молодёжи. Ценности личности составляют основу её мировоззренческих ориентиров, а ценности ориентации формируют сознание, определяют поведение человека.
Анализируются взгляды Ивана Франко на роль социальных институтов в процессе формирования молодёжи. Доказывается необходимость поиска новых стратегий и усовершенствования наличествующих по отношению к поддержке процессов социализации, адаптации и самореализации молодёжи в социуме и важности привлечения к этим процессам опыта выдающихся мыслителей прошлого, в частности, Ивана Франко.
Определено и обосновано, что единственной альтернативой по отношению к решению нацио-, державотворческой и социальной проблематике общества является воспитание национально сознательного, интеллектуального и высокоморального молодого поколения, из которого выйдут настоящие лидеры украинского государства.
Залогом успеха в этом процессе должна стать скрупулёзная просветительская работа интеллигенции, прежде всего, с молодёжью, которая впоследствии займёт её нишу и продолжит процесс.