Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.03 - корекційна педагогіка. - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова. - Київ, 2015.
Дисертаційне дослідження присвячене актуальній педагогічній проблемі економічного виховання в старших класах шкіл для сліпих дітей. Результатом економічної вихованості визначено економічну компетентність, а її компонентами когнітивний, мотиваційно-ціннісний та поведінково-діяльнісний. Розроблено показники та критерії щодо визначення рівнів сформованості економічної компетентності незрячих учнів старших класів.
Встановлено особливості економічного виховання старшокласників з глибокими порушеннями зору, що полягають у дотриманні визначених методичних умов. Розроблено та обґрунтовано методику корекційно-виховної роботи з економічного виховання учнів з порушеннями зору, яка базувалася на загальних і спеціальних принципах виховання дітей з порушеним зором та перевірено її ефективність.
Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences in speciality 13.00.03 - correctional pedagogy. - National M. Dragomanov University. - Kyiv,
2015.
The thesis research is devoted to the important pedagogical topic of economic education at senior forms of the schools for blind children. The outcome of economic education is defined as the economic competence including three components -cognitive component, motivational and axiological component, activity and behavior component. Criteria and indexes determining conditional levels of economic competence in blind upper-form pupils were defined.
The author defines peculiarities in economic education of upper-form pupils with profound visual impairments which stipulate for compliance with suggested methodological conditions. There has been elaborated and theoretically justificated the teaching technique for correctional and educational work on economic education of visually impaired children based on general and specific principles of education of visually impaired children with its further approbation.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика. - Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. - Киев, 2015.
Диссертационное исследование посвящено актуальной педагогической проблеме экономического воспитания в старших классах школ для слепых детей.
Результатом экономической воспитанности определена экономическая компетентность, а ее составляющими - когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенчески-деятельностный компоненты. Критериями сформированности каждой из составляющих экономической компетентности определены следующие:
- когнитивный: объем и качество экономических знаний;
- мотивационно-ценностный: наличие потребностей, интереса и сформированной мотивации к экономической деятельности, ценностные ориентации;
- поведенчески-деятельностный: овладение совокупностью умений и навыков решения экономических задач, проблем, ситуаций; ориентирования в экономическом пространстве и на рынке труда; рациональность, бережливость и экономность в повседневной деятельности; умение вести домашнее хозяйство, владеть имуществом, быть эффективным хозяином, рациональным потребителем.
Установлено, что незрячие старшеклассники имеют значительно более низкие показатели сформированности экономической компетентности, чем их сверстники с нормальным зрением.
Выявлен ряд проблем в содержании, организации и методике экономического воспитания в школах для детей с нарушениями зрения: отсутствие последовательности и системности усвоения экономических знаний и умений на уроках и во внеурочное время, уменьшение коррекционновоспитательного потенциала учебных предметов и воспитательных мероприятий этого направления, неготовность воспитателей и родителей проводить роботу по экономическому воспитанию незрячих старшеклассников.
Определены особенности экономического воспитания старшеклассников с глубокими нарушениями зрения, заключающиеся в соблюдении следующих методических условий: усиление межпредметных связей экономики с другими дисциплинами; проведение воспитательных мероприятий с составляющей экономического воспитания; проведение внеклассной работы, экскурсий с компонентом экономического воспитания; усиление работы с родителями с целью привлечения их внимания к основам экономического воспитания слепых детей в семье; создание доступных источников информации для учащихся с нарушениями зрения; проведение тематических дидактических и интерактивных игр для формирования экономической компетентности учащихся; работа с учителями, воспитателями и родителями незрячих старшеклассников в направлении повышения уровня их экономической культуры.
Разработана и обоснована коррекционно-воспитательная методика повышения уровня экономической компетентности учащихся с нарушениями зрения. Обосновано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экономической компетентности.
Экспериментальная методика коррекционно-воспитательной работы по экономическому воспитанию учащихся с нарушениями зрения базировалась на общих и специальных принципах воспитания детей с нарушенным зрением, направленных на активизацию познавательной деятельности незрячих учащихся и формирование у них на этой почве экономической компетентности.
Применена система методов и соответствующих им приемов педагогического воздействия с целью формирования ключевых жизненно-экономических компетенций: методы и приемы экономического воспитания, осмысления экономического опыта, деятельности и поведения; методы и приемы отработки адекватного отношения к экономическому образованию в целом и проявлений в жизни человека и его ключевых жизненно-экономических компетенций; методы и приемы стимулирования экономически целесообразных действий и сознательного поведения в социально-экономической среде. Сравнение показателей уровней экономической компетентности старшеклассников с глубокими нарушениями зрения экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента подтвердило эффективность разработанной методики коррекционно-воспитательной работы контрольной групп до и после формирующего эксперимента подтвердило эффективность разработанной методики коррекционно-воспитательной работы.