Дисертаційне дослідження присвячено актуальній проблемі формування соціально-побутових навичок у дітей з помірною та важкою розумовою відсталістю. Проаналізовано стан проблеми у загальній та спеціальній психолого-педагогічній літературі, визначено критерії оцінки та рівні сформованості соціально-побутових навичок у дітей з легкою, помірною та важкою розумовою відсталістю. Розроблена програма з соціально-побутового орієнтування та корекційно-спрямована методика формування соціально-побутових навичок у дітей з помірною та важкою розумовою відсталістю.
The thesis is devoted to the topical theme of forming social-home skills in children with the moderate and hard mental backwardness. The problem is analyzed in common and special psycho-pedagogical literature, determined the evaluation criteria and levels of social-home skills in children with mild, moderate and hard mental backwardness. The program of social-home orientation and correction directed methodology are developed for forming social-home skills in children with moderate and hard mental backwardness.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В работе проанализировано состояние разработки проблемы в общей и специальной психолого-педагогической литературе, определена ее актуальность в коррекционной педагогике, уточнено определение социально-бытовых навыков. Изучена проблема формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Определено, что в практике работы специальных детских домов-интернатов отсутствует систематическое целенаправленное руководство процессом формирования данных навыков. Установлено, что результативность обучения и воспитания этой категории детей зависит от соблюдения специальных педагогических условий. Определены компоненты социально-бытовой деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной деятельностью: когнитивно-коммуникативный (понимание цели деятельности, актуализация необходимого опыта, воспроизведение соответствующих знаний, желание усваивать социально-бытовые навыки, умение прокомментировать свои действия во время выполнения, рассказ о проделанном действии, вежливое общение в повседневной деятельности) и практически-деятельностный (правильная последовательность выполнения действий, желание себя обслуживать, оказание помощи другим, контроль за результатом деятельности). Для исследования социально-бытовых навыков была использована специальная методика, разработанная на основе методики Х. Гюнцбурга «Социограмма», которая была адаптирована к задачам исследования. Использованная методика исследования соответствовала возможностям этой категории детей, включала 40 утверждений по 4 направлениям: навыки приема пищи, навыки личной гигиены, навыки одевания, навыки работы в быту. Выявлено, что воспитанники на недостаточном уровне овладели социально-бытовыми навыками, наблюдается отсутствие самостоятельности и последовательности в выполнении этих навыков, значительная зависимость от взрослых. Разработана программа по социально-бытовому ориентированию и специальная методика формирования социально-бытовых навыков. Определена эффективность использования системы пиктограмм при формировании социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Доказано, что использование пиктограмм в работе с данной категорией детей способствует более быстрому усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Описано этапы работы по формированию определенного социально-бытового навыка (определение существующего уровня развития навыка; определение ближайших этапов по формированию навыка, необходимой помощи; формирование навыка путем тренировочных упражнений в середине каждого этапа; самостоятельное выполнение определенного действия; закрепление навыка в повседневной деятельности) по 4 направлениям (прием пищи, личная гигиена, одевание, работа в быту). Определено, что проведение научно-методической работы с воспитателями детских домов-интернатов с целью подготовки к практическому решению проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, вооружение их новыми приемами коррекционно-воспитательной работы способствует более эффективному формированию этих навыков у воспитанников. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности и результативности разработанной коррекционно-направленной методики формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.