Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі
спеціальності 13.00.03 – корекційна педагогіка. – Національний педагогічний
університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2015.
Дисертаційне дослідження присвячене актуальній психолого-педагогічній
проблемі підготовки до опанування грамоти розумово відсталих дітей старшого
дошкільного та молодшого шкільного віку. Розроблені в дисертації критерії та рівні
підготовленості розумово відсталих дітей до опанування грамоти і стану
сформованості у них мовленнєвої компетенції дозволили виявити особливості процесу
їх формування, з урахуванням яких розроблено методику корекційної роботи з
підготовки до опанування грамоти розумово відсталих дітей старшого дошкільного та
молодшого шкільного віку, спрямовану на розвиток мовленнєвих та основних
компонентів підготовки до опанування грамоти, а також встановлення залежності їх
рівня від сформованості мовленнєвої компетенції. Розроблено психолого-педагогічні
та методичні заходи формування мовленнєвої компетенції розумово відсталих дітей як
чинника мовленнєвого та мисленнєвого розвитку дітей, їхнього особистісного
становлення, оптимізації міжособистісних стосунків та успішної соціалізації в
суспільстві.
The thesis for the Candidate degree of Pedagogical Sciences in specialty 13.00.03 -
Correctional Pedagogy. – National Pedagogical University named after M. P.
Drahomanov. – Kyiv, 2015.
The thesis is focused on the topical psychological and pedagogical problem of training to
master literacy mentally retarded children of senior preschool and younger school age.
Criteria and levels of training mentally retarded children to master literacy and condition
of forming of their language competence developed in the thesis has allowed to reveal
features of the process of their formation, which developed the methodology of
correctional work in preparation for literacy mentally retarded children of senior preschool
and younger school age, aimed at the development of speech and of the main components
of preparation for literacy, and establishing their dependence on the level of formation of
speech competence. It was developed psychological, pedagogical and methodological
activities the formation of the language competence of mentally retarded children as a
factor of mental and speech development of children, their personal development,
optimization of interpersonal relationships and successful socialization in society.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по
специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика. – Национальный
педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2015.
Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого-
педагогической проблеме подготовки к овладению грамотой умственно отсталыми
детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании представлен анализ теоретико-методических основ развития
речевых умений умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста, определены психологические, психолингвистические и
лингводидактические основы подготовки к овладению детей грамотой,
проанализирована методическая литература и опыт работы учителей-дефектологов
специальных дошкольных и школьных учебных заведений.
В процессе исследования были определены компоненты и критерии
подготовлености к овладению грамотой умственно отсталыми детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Среди них: речевая компетенция,
формирование начальных элементарных навыков чтения и элементарных навыков
письма. Критерии речевой компетенции: правильное звукопроизношение,
интонационная насыщенность и выразительность речи; достаточный словарный
запас, понимание семантики слов и употребления их в правильном значении;
употребление слов в правильной грамматической форме, правильное
грамматическое и синтаксическое построение речи; слушание, восприятие и
понимание речи произносящего; слушание и понимание содержания простых и
коротких текстов, умение отвечать на поставленные вопросы в пределах знакомого
речевого материала, умение активно участвовать в диалоге; составлять
предложение, рассказы по сюжетным рисункам, пересказывать знакомый текст и
содержание просмотренного мультфильма. Критерии сформированности начального
элементарного навыка чтения: развитие фонетико-фонематического слуха,
восприятия и распознавания речевых звуков; умение правильно произносить звуки,
слушать и повторять их за экспериментатором, произносить звукосочетания,
простые по структуре слова, выполнять звуковой анализ слова, воспринимать и
понимать слоговую структуру слова, уметь определять на слух количество слов в
предложении и графически их отмечать. Критерии сформированности начального
элементарного навыка письма: соблюдение правил гигиены письма, развитие
мелкой моторики рук, пространственного ориентирования, соблюдение правил
штриховки, умения выполнять задание по инструкции, работу по образцу, используя
помощь экспериментатора.
Разработанные в диссертации критерии и уровни подготовленности умственно
отсталых детей к овладению грамотой и состояния сформированности у них речевой
компетенции, позволили выявить особенности процесса их формирования, с учетом
которых разработано методику коррекционной работы по подготовке к овладению
грамотой умственно отсталыми детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста, направленной на развитие основных компонентов подготовки к
овладению грамотой.
В процессе проведенного экспериментального исследования доказано:
успешность подготовки умственно отсталых детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста к овладению грамотой предопределена смысловым
аспектом учебной деятельности в специальном дошкольном и школьном учебном
заведении и необходимостью создания специальных условий коррекционно-
педагогической учебы; формирование речевой компетенции предопределяется
коррекционным развитием речевых процессов и использованием средств
перспективно-опережающей учебы; уровень подготовленности умственно отсталых детей к овладению грамотой повышается при условии использования
разнообразных методов и методических приемов работы, которые предусматривают
поэтапное выполнение определенных действий, которые будут обеспечивать
переход от одного вида упражнений к другому.
Ключевые слова: речевая компетенция, обучение грамоте, подготовка к
обучению грамоте, умственно отсталые дети, старший дошкольный возраст,
младший школьный возраста.