Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний
педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2015.
У дисертації здійснено теоретико-експериментальне вивчення чинників
розвитку довільності емоційної регуляції у дітей молодшого шкільного віку.
Визначено поняття «Довільність емоційної регуляції у молодших школярів»,
критерії (контрольованість емоційного збудження; переважання емоційних
проявів негативної чи позитивної модальності; здатність до регулювання
поведінкових проявів у міжособистісній взаємодії та навчально-пізнавальній
діяльності), її показники та рівні (високий, середній, низький).
Теоретично визначено та експериментально досліджено чинники розвитку
довільності емоційної регуляції молодших школярів: психофізіологічні
(індивідуально-особистісні характеристики – тривожність, агресивність,
роздратованість, типи темпераменту); психолого-педагогічні (ситуація шкільної
взаємодії - переживання позитивних емоцій при спілкуванні з учителем та
однолітками; ціннісне ставлення учня до навчального процесу); соціально-психологічні (сімейна ситуація – взаєморозуміння, позитивна емоційна взаємодія
між членами сім'ї та дитиною, відсутність конфліктності в сім’ї та ворожості у
ставленні батьків до дитини й почуття її повноцінності в сім’ї); соціальні (вплив
телепередач та комп’ютерних ігор на емоційні стани молодшого школяра за
умови раціонального їх використання у навчально-пізнавальній та
міжособистісній взаємодії), які найсуттєвіше впливають на розвиток довільності
емоційної регуляції учнів початкової школи.
Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність комплексної
програми. Розроблено психолого-педагогічні рекомендації шкільним психологам,
батькам та вчителям, які сприяють розвитку у дитини довільності емоційної
регуляції.
The dissertation aims for getting the scientific degree of candidate of psychological
sciences in specialty 19.00.07 – pedagogical and age psychology. The National
Pedagogical University Named after M. Drahomanov. – Kyiv, 2015.
The thesis presents a theoretical and experimental study of the factors of
development of arbitrariness of emotional regulation in children of primary school age.
The dissertation deals with the concept of "Arbitrariness of emotional regulation in
primary school children", criteria (accountability of emotional arousal, the prevalence of
emotional displays of negative or positive modality, the ability to regulate behavioral
manifestations of interpersonal interaction and educational and cognitive activity), its
parameters and levels (high, medium, low).
The factors of arbitrariness of emotional regulation of junior pupils: physiological
(individual personal characteristics - anxiety, aggressiveness, irritability, types of
temperament); psychological and pedagogical (school situation interaction - experience
of positive emotions in communicating with teachers and peers, pupil’s valuable
attitude to the learning process); psycho-social (family situation - understanding,
positive emotional interaction between family members and the child, lack of family
conflicts and hostility in the attitude of parents and feelings of usefulness in the family);
social (influence of television and computer games on junior pupils’ emotional states,
under the condition of their rational use in teaching and learning and interpersonal
interaction), which have the most significant influence on the development of emotional
regulation arbitrariness of primary pupils, are theoretically determined and
experimentally investigated.
The integrated program is developed, tested, its effectiveness is proved.
Psychological and pedagogical recommendations for school psychologists, parents and
teachers that shape a child's arbitrariness of emotional regulation were made.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по
специальности 19.00.07-педагогическая и возрастная психология. - Национальный
педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2015.
В диссертации осуществлено теоретико-экспериментальное изучение факторов
развития произвольности эмоциональной регуляции у детей младшего школьного
возраста. Проведен теоретический анализ научных подходов к изучению данной
проблемы в зарубежной и отечественной психологии, определено понятие
произвольности эмоциональной регуляции проанализированы факторы, влияющие на
ее развитие в младшем школьном возрасте.
Экспериментальное исследование показало, что высокий уровень развития
произвольности эмоциональной регуляции у младших школьников характеризуется
способностью к самоуправлению поведением, высокой организацией действий и
контролем эмоциональных состояний; требовательным отношением к собственному
обучению, целенаправленностью, дисциплинированностью; успеваемостью при
выполнении школьных заданий и требований взрослых, поэтому у них почти
отсутствуют ситуации конфликтного взаимодействия как дома, так и в школе.
Високий уровень произвольности ємоциональной регуляции демонстрирует лишь
треть испытуемых, что определяет необходимость целенаправленного ее развития у
младших школьников.
Доказано, что основными факторами влияющими на развития произвольности
эмоциональной регуляции являются: психофизиологические (индивидуально-
личностные характеристики - тревожность, агрессивность, раздражительность, типы
темперамента); психолого-педагогические (ситуация школьного взаимодействия -
переживание положительных эмоций при общении с учителем и сверстниками;
ценностное отношение ученика к учебному процессу); социально-психологические
(семейная ситуация - взаимопонимание, положительное эмоциональное
взаимодействие между членами семьи и ребенком, отсутствие конфликтности в семье
и враждебности в отношении родителей к ребенку и чувство его полноценности в
семье); социальные (влияние телепередач и компьютерных игр на эмоциональные состояния младшего школьника при условии их рационального использования в
учебно-познавательном и межличностном взаимодействии).
Представлена модель развития произвольности эмоциональной регуляции детей
младшего школьного возраста. Обоснована и апробирована программа
"Психологического сопровождения развития произвольности эмоциональной
регуляции младших школьников". Результаты апробации развивающей программы
показали эффективность и целесообразность ее использования в учебно-
воспитательном процессе начальной школы. Разработаны психолого-педагогические
рекомендации школьным психологам, родителям и учителям, способствующие
развитию произвольности эмоциональной регуляции младших школьников.