Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук
за спеціальністю 09.00.04 – філософська антропологія та філософія культури.
– Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова. – Київ,
2015.
- У дисертації концептуалізовано осягнення божественного на різних
етапах розвитку людства. Наголошується, що існують глибокі відмінності в
осмисленні категорій, пов’язаних із віруваннями і релігійними уявленнями,
втіленими в різних типах культур та відповідних соціальних середовищах.
Показано, що осмислення сутності божественного було світоглядною і
методологічною засадою розробки низки новацій у сфері філософської
думки. Показано, що осягнення феномену божественного людською думкою
веде до цілісного світобачення, у якому інтелектуальне поєднується з
моральним.
- Обґрунтовано, що освоєння світоглядного смислу і змісту феномену
божественного є однією з фундаментальних засад розвитку як філософії, так і
релігії у різноманітних культурах Сходу та Заходу. Цілісне осягнення
феномену божественного в людському бутті можливе на шляху розв’язання
проблеми творчого діалогу культур Сходу і Заходу в їх конструктивній
взаємодії, взаємовпливі і взаємопроникненні.
Dissertation for the Candidate of philosophical sciences degree, specialty
09.00.04 – Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture. – National
Pedagogical Dragomanov University. – Kyiv, 2015.
In this thesis there is conceptualization of comprehension of the divine at
different stages of human development. It is noted that there are deep differences
in understanding the categories related to beliefs and religious beliefs embodied in
different types of cultures and related social environments. It is shown that
understanding the essence of the divine was ideological and methodological principle of developing a number of innovations in the field of philosophical
thought. It is shown that understanding of the phenomenon of the divine by human
thought leads to a holistic worldview, which is combining intellectual with moral.
Proved that the development of ideological meaning and content of the
phenomenon of the divine is one of the fundamental principles of both philosophy
and religion in various cultures of the East and the West. A holistic comprehension
of the phenomenon of the divine in human existence possible in the way of solving
the problem of creative dialogue of cultures between the East and the West in their
constructive interaction, interplay and interpenetration.
Диссертация на соискание научной степени кандидата философских
наук по специальности 09.00.04 – философская антропология и история
культуры. – Национальный педагогический университет имени
Н.П. Драгоманова. – Киев, 2015.
В диссертации концептуализировано постижение божественного на
различных этапах развития человечества. Отмечается, что существуют
глубокие различия в осмыслении категорий, связанных с верованиями и
религиозными представлениями, воплощенными в разных типах культур и
соответствующих социальных средах. Показано , что осмысление сущности
божественного было мировоззренческой и методологической основой разработки ряда новаций в сфере философской мысли. Отмечается, что
постижение феномена божественного человеческой мыслью ведет к
целостному мировоззрению, в котором интеллектуальное сочетается с
моральным.
Показано, что в рамках компаративистского подхода разработка
концептуально-методологических основ целостного восприятия
божественного всегда выступала в качестве "ядра": как становление
различных философских и религиозных культур, и как предметный синтез
различных типов философских культур через призму постановки и решения
ряда краеугольных проблем мировой философии (бытие, человек, познание,
мироздание, духовные ценности и т.п.).
Фундаментальной основой становления и развития категории
«божественного» было и есть целостное мировосприятие в
исследовательском поле историко-религиозного и философско-
антропологического анализа достигнутого уровня различных теорий
(теологических, этнологических, социологических, психологических и
философско-научных), понимание ее природы, смысла и содержания.
В работе показано, что независимо от источника происхождения и
активности субъектов религиозных феноменов, в том числе и восприятие,
объяснения и переживания божественного, философское и религиозное
измерения культуры в широком смысле – это социальное, а не
индивидуально-специфическое явление. Индивидуальный опыт восприятия
трансцендентного, божественного как постижение "божественной сущности"
фантастических сверхъестественных существ или самой природы, становится
социокультурным феноменом только при информационном обмене,
экзистенциально-коммуникативных связях, социальной и междупоколенной
трансляции, сохранении опыта в социальной памяти и т.д.
В работе обосновано, что целостное постижение феномена
божественного в человеческом бытии возможно только на пути решения
проблемы творческого диалога культур Востока и Запада в их
конструктивном взаимодействии, взаимовлиянии и взаимопроникновении.