Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних
наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. –
Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ,
2015. У дисертації визначено сутність і структуру поняття «самостійність»,
визначено теоретичні та методологічні підходи до вивчення проблеми
розвитку самостійності особистості як умови професійного становлення
майбутніх практичних психологів; розроблено методику діагностики
самостійності, схарактеризовано рівні, критерії та показники самостійності;
емпірично досліджено психологічні особливості розвитку самостійності та
успішність професійного становлення майбутніх практичних психологів,
встановлено їх взаємозв’язки; встановлено вплив самостійності на успішність
професійного становлення майбутніх практичних психологів; розроблено та
експериментально апробовано авторську психологічну програму підвищення
успішності професійного становлення студентів шляхом розвитку їх
самостійності та визначено її ефективність.
Thesis for the degree of candidate of psychological sciences, specialty
19.00.07 - age and educational psychology. - National Pedagogical Dragomanov
University. – Kiev, 2015.
The thesis defines the essence and structure of the concept of
"independence", defined theoretical and methodological approaches to the study of
problems of development of personal autonomy as a condition for professional
development of future clinical psychologists; Diagnostics of independence
characterized levels, criteria and indicators of independence; experimentally
investigated the psychological characteristics of self-sufficiency and success of
professional development of future practical psychologists, their interrelation; The
influence of self-reliance on the success of professional development of future
clinical psychologists; developed and experimentally tested a program of selfsufficiency
for future practical psychologists in the course of professional
formation, to determine its effectiveness.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических
наук по специальности 19.00.07 –педагогическая и возрастная психология. –
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. –
Киев, 2015.
В диссертации осуществлен теоретический анализ особенностей
развития самостоятельности как условия профессионального становления
будущих практических психологов. На основе анализа философской,
психолого-педагогической литературы установлено, что самостоятельность
рассматривается исследователями как морально-волевое качество личности,
характеризующееся инициативным, критическим, ответственным
отношением к собственной деятельности, умением ее планировать, ставить
перед собой задачи (в частности познавательные, учебные) и находить пути
их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющийся
личный опыт, знания, умения и навыки.
Анализ литературы также позволили выделить структурные
компоненты самостоятельности (эмоционально-мотивационный,
интеллектуальный, регуляторно-ориентационный, социально-
коммуникативный), отражающие сущность данного феномена и особенности
его проявления. Определены критерии и показатели, характеризующие
уровень развития самостоятельности будущих практических психологов как
условия профессионального становления (эмоциональное положительное
отношение к самостоятельности; способность самостоятельно планировать и
достигать поставленной цели; представление о самостоятельности,
самостоятельность мышления; способность самостоятельно действовать в процессе профессиональной подготовки; способность к самостоятельному профессиональному взаимодействию по вопросам профессиональной
подготовки). На их основе выделены уровни развития исследуемого
феномена (низкий, средний, достаточный и высокий) и раскрыто их
содержание.
Выделены критерии успешного профессионального становления
будущих практических психологов.
Критериями успешности профессионального становления будущих
практических психологов являются: 1) положительная мотивация учебно-
профессиональной и познавательной деятельности; 2) мотивация к
профессиональному самосовершенствованию, 3) доминирующая
гуманистическая профессиональная направленность; 4) высокий уровень
самостоятельного владения профессиональными знаниями и
профессиональными умениями, 5) рефлективность, способность к
самопроектированию собственного профессионального Я; 6) учебно-
профессиональная адаптация и развитая профессиональная идентичности.
Определены и исследованы четыре уровня успешности
профессионального становления будущих практических психологов:
высокий, достаточный, средний, низкий.
Разработана, экспериментально апробирована и внедрена в практику
работы высшей школы психологическая программа повышения успешности
профессионального становлений будущих практических психологов путем
развития их самостоятельности, определена ее эффективность.
Высокая динамика повышения успешности профессионального
становления вследствие повышения уровня развития самостоятельности
будущих практических психологов свидетельствует о прямом влиянии
данного качества на успешность профессионального становления.
По результатам проведенного исследования было доказано, что чем
выше уровень развития самостоятельности, тем успешнее будет проходить
процесс профессионального становления будущих практических психологов.
Результаты экспериментальной работы дают возможность сделать
вывод, что самостоятельность выступает условием профессионального
становления будущих практических психологов.