Дисертаційне дослідження присвячено системному аналізу функціонування багаторівневої вищої освіти як явища перехідних суспільств. У результаті аналізу за геополітичним, історико-педагогічним та етно-регіональним чинниками виявлено адаптаційні механізми систем багаторівневої вищої освіти провідних країн світу стосовно особливостей національної системи багаторівневої вищої педагогічної освіти та специфіку підготовки в ній вчителів початкових класів, зокрема, з поєднаними спеціальностями. Встановлено комплекс критеріїв життєздатності багаторівневої освіти, з яких виділено інтегративні (цілісність, сумісність, різноманітність, відкритість, демократичність, цінність, керованість, функціональність). Визначено поняття “багаторівнева вища педагогічна освіта”, розроблено загальну, структурну, алгоритмічну та процесуальну моделі феномена. Створено типологію студентів бакалаврату.
В диссертации рассмотрены методологические основы системного анализа многоуровневого образования; основные подходы к организации и содержанию многоуровневого высшего образования в ведущих развитых странах; проанализировано многоуровневое педагогическое образование как социокультурный механизм интеграции в европейское и мировое пространство. Доказано, что многоуровневое образование повышает качество высшего образования на основе гуманитаризации и фундаментализации образовательных программ, соединения широкой общеобразовательной подготовки студентов с последующей глубокой специализацией по определенным профессиональным направлениям. Осуществлен содержательный анализ категорий и понятий многоуровневого высшего образования, раскрыта специфика их исследования в области педагогического образования. Представлены модели многоуровневого образования (структурная, алгоритмическая и процессуальная), а также алгоритм процесса моделирования вариантов многоуровневого высшего образования учителей. Для решения поставленных задач проведен анализ функционирования многоуровневого образования ведущих зарубежных стран по выделенным критериям. Определены адаптивные возможности зарубежных образовательных систем к условиям Украины методом экспертных оценок.
Исследование показало недостаточное внимание к системному моделированию высшего педагогического образования, отсутствие принципиальных подходов к овладению иностранным опытом, неопределенность критериев многоуровневого образования как системы, довольно частое игнорирование геополитических, историко-педагогических и этно-региональных факторов при его внедрении. Впервые затронут вопрос о состоянии внедрения многоуровневого высшего образования учителей начальных классов. Разработаны критерии
“многоуровневости” высшего университетского образования как системного явления. Выделены интегративные критерии, которые могут быть общими для многих систем образования, в частности, высшего педагогического: целостность, совместимость, разнообразие, открытость, ценность, демократичность, технологичность, управляемость. Разработана последовательность процесса моделирования многоуровневого высшего образования на методологическом, структурно-управленческом и компонентно-содержательном уровнях (последнее – относительно учителей начальных классов из специализацией “изобразительное искусство”).
The thesis is dedicated to the system analysis of functioning of multilevel higher education as the phenomenon of a society in transition stage. As a result of the analysis of geopolitical, historical and pedagogical, and ethnic regional factors, adaptation mechanisms of multilevel higher educational systems of the leading countries of the world in relation to peculiarities of the national multilevel higher pedagogical educational system and training of primary school teachers, especially with joint specialties, have been found out. A body of multilevel education viability criteria has been stated, and among them the integrative ones (integrity, compatibility, diversity, openness, democracy, value, controllability, dynamics) have been accentuated. The notion “multilevel higher pedagogical education” has been defined, general structural, algorithmic and process model of the phenomenon have been elaborated. Typology of baccalaureate students has been created.