У дисертації здійснено теоретичне узагальнення та експериментальне вивчення проблеми психологічних особливостей формування духовних цінностей у майбутніх правознавців, визначено сутність поняття «духовні цінності правознавця». Розроблено класифікацію психологічних утворень правознавця-професіонала зі сформованими духовними цінностями, у якій виокремлено провідні підструктури: комунікативні властивості, характер, розумові здібності, духовна самосвідомість, інформаційний досвід, професійно-правова спрямованість.
Обґрунтовано критерії (емоційно-ціннісне ставлення до життєдіяльності, ціннісно-смислова саморегуляція, особистісна свобода), показники, рівні (високий, середній, низький) сформованості духовних цінностей у майбутніх правознавців. Виявлено переважання низького та середнього рівнів сформованості духовних цінностей та взаємозв’язок між духовними цінностями і розвитком підструктур професійно-правової спрямованості, духовної самосвідомості, духовним і вольовим потенціалами, потребнісно-мотиваційною спрямованістю особистості.
Доведено ефективність авторської моделі та програми психолого-педагогічного супроводу формування духовних цінностей у майбутніх правознавців на основі аксіологічного та духовно-особистісного підходів. Обґрунтовано методичні рекомендації викладачам, кураторам, практичним психологам вищих навчальних закладів щодо психологічних особливостей формування духовних цінностей у майбутніх правознавців.
The dissertation presents a theoretical and experimental study of the problem of psychological peculiarities of formation of spiritual values of future lawyers. The essence of the concept of «spiritual values of lawyers» has been determined. A classification of psychological formations of a highly spiritual personality of a lawyer has been done. The classification consists of such substructures as communicative properties, character, mental ability, spiritual consciousness, informative experience, professional and legal orientation.
The criteria (emotional and value attitude to life, value-sense self-regulation, personal freedom), indicators, levels (high, medium, low) formation of spiritual values of future lawyers have been proved. Prevalence of low and medium levels of spiritual values of future lawyers has been tested. The interconnection between spiritual values and the development of such substructures as professional and legal orientation, spiritual awareness, spiritual and will potentials, motivational orientation of the individual has been revealed.
The effectiveness of the author’s model and the program of formation of spiritual values of future lawyers based upon axiological, spiritual and personal approach has been proved. Guidance to teachers, curators, practical psychologists for the formation of spiritual values of future lawyers has been substantiated.
В диссертации осуществлено теоретическое обобщение и
экспериментальное изучение психологических особенностей формирования духовных ценностей у будущих правоведов. Определено, что духовные ценности будущего правоведа имеют в своей основе идеалы Добра, Красоты, Истины, представляют собой интегративное личностное образование, являющееся
источником мотивации, основой профессионального сознания личности, и влияют на движущие механизмы активной деятельности, детерминируя потребности, влияя на поступки людей, помогая им осуществлять нравственный выбор поведения в жизненно значимых, экстремальных ситуациях, действовать согласно духовно-моральному стандарту. Разработана классификация психологических свойств правоведа-профессионала со сформированными духовными ценностями, в которой
выделены ведущие подструктуры: коммуникативные свойства, характер, умственные способности, духовная самосознание, информационный опыт, профессионально-правовая направленность. Обоснованы критерии (эмоционально-ценностное отношение к жизнедеятельности, ценностно-смысловая саморегуляция, личностная свобода), показатели, уровни (высокий, средний, низкий) сформированности духовных
ценностей у будущих правоведов. Выявлены преобладание низкого и среднего уровней сформированности духовных ценностей, взаимосвязь между духовными ценностями и развитием подструктур профессионально-правовой направленности, духовного самосознания, духовным и волевым потенциалами,
мотивационной направленности личности. Отсутствие положительной динамики в процессе профессиональной подготовки будущих правоведов обусловило поиск
путей и методов оптимизации этого процесса.
Доказана эффективность авторской модели и программы психологопедагогического сопровождения формирования духовных ценностей у будущих правоведов на основе аксиологического и духовно-личностного подходов.
Обоснованы методические рекомендации преподавателям, кураторам, практическим психологам высших учебных заведений.