DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6000
Title: Формування соціокультурної компетенції майбутніх учителів іноземних мов у вищих педагогічних навчальних закладах
Authors: Колодько, Тетяна Миколаївна
Keywords: комунікативна компетенція
коммуникативная компетенция
communicative competence
соціокультурна компетенція
социокультурная компетенция
social-cultural competence
педагогічні умови
педагогические условия
pedagogical conditions
професійна підготовка
профессиональная подготовка
professional training
системний та комунікативно-діяльнісний підходи
системный и коммуникативно-деятельностный подходы
systemic and communicative way of teaching
вищий педагогічний навчальний заклад
высшее педагогическое учебное заведение
high pedagogical educational institution
Issue Date: 2005
Publisher: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова
Citation: Колодько, Тетяна Миколаївна. Формування соціокультурної компетенції майбутніх учителів іноземних мов у вищих педагогічних навчальних закладах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Т.М. Колодько ; наук. кер. О. Г. Мороз ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 20 с.
Abstract: Дисертація присвячена теоретичному обґрунтуванню та експериментальній перевірці умов формування соціокультурної компетенції майбутніх учителів іноземних мов у процесі професійної підготовки у вищій школі на основі системного і комунікативно-діяльнісного підходів. У результаті дослідження визначено структуру соціокультурної компетенції майбутнього вчителя, що складається з єдності трьох компонентів і відповідних їм країнознавчої, лінгвокраїнознавчої та соціолінгвістичної компетенцій. Розроблено рівні, критерії та показники сформованості соціокультурної компетенції, вироблено комплекс способів, засобів та прийомів її формування. З’ясовано комплекс педагогічних умов, які впливають на успішність процесу формування соціокультурної компетенції майбутніх учителів іноземних мов вищих педагогічних навчальних закладів та експериментально перевірено їх ефективність. Розроблено й апробовано програму спецкурсу “Формування соціокультурної компетенції майбутніх учителів іноземних мов”.
Диссертационное исследование посвящено теоретическому обоснованию и экспериментальной апробации условий формирования социокультурной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе на основе системного и коммуникативно-деятельностного подходов. В диссертации под социокультурной компетенцией будущих учителей иностранных языков понимается интегративное образование, состоящее из страноведческих, лингвострановедческих и социолингвистических знаний, умений и навыков соотносить языковые средства с целями и условиями общения; умение организовать общение в соответствии с социальными нормами поведения носителей языка. Доказано, что процесс формирования социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков ориентирован: 1) на развитие способностей в межкультурном диалоге; 2) на овладение коммуникативными умениями и навыками использовать языки (родной, иностранные) как средство межкультурного общения; 3) на знание норм межкультурного электронного общения; 4) на интегративный подход к изучению родного и иностранного языков и культур; 5) на развитие умений интерпретировать аутентичные материалы культуры и ситуации коммуникативного взаимодействия в культурно разных и культурно подобных языковых условиях; 6) на развитие умений варьировать модель и стиль поведения с учетом социокультурных и коммуникативных факторов общения. В работе определены основные критерии сформированности социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков. Основными способами формирования социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков являются: 1) иностранный язык как составная часть иноязычной культуры; 2) интерактивные виды современных информационных и компьютерных технологий (компьютерные и учебные программы, Интернет и интерактивное телевидение, гипертекст и т.п.); 3) учебные игры и комплекс творческих заданий. В исследовании создана дидактическая модель процесса формирования социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка с помощью системы взаимозависимых этапов. Разработан комплекс педагогических условий, влияющих на успешность процесса формирования социокультурной компетенции студентов высших педагогических учебных заведений, и экспериментально проверена их эффективность. К ним относятся: формирование и развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков на основе дидактической модели; целесообразный отбор учебного материала; организация обучения с учетом творческой деятельности, стимулирующей познавательный интерес и целостность знаний студентов; создание на занятиях ситуаций успеха на основе межпредметных связей; коллективная коммуникативная деятельность будущих учителей иностранного языка; использование коммуникативных ситуаций как приоритетных способов формирования социокультурной компетенции в различных формах общения; использование в обучении спецкурса, специальных текстов и упражнений, а также иллюстративного аудиовизуального материала; направленность учебного процесса на межкультурную коммуникацию, на задания реального общения с носителями языка. В результате исследования определена структура социокультурной компетенции будущего учителя иностранного языка, которая состоит из единства трех компонентов и соответствующих им страноведческой, лингвострановедческой и социолингвистической компетенций. Разработаны уровни и показатели сформированн¬ости социокультурной компетенции, выработан комплекс способов, средств и приемов ее формирования. Разработана и экспериментально проверена программа спецкурса „Формирование социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков”.
The dissertation presents theoretical substantiation and experimental approbation of the formation of the foreign language social-cultural competence of future foreign language teachers in the process of professional training in high school on the bases of systematic and communicative way of teaching. In result of research the structure of the foreign language social-cultural competence of the future teacher is defined, that consists of unity of three components and corresponding to area knowledge competence, lingua area knowledge competence and sociolinguistic competence. The levels, criteria and parameters of shaping the foreign language social-cultural competence are worked out as well as the complex of methods, means and ways of its formation. The pedagogical conditions that influence the success of the process of formation of the foreign language social-cultural competence of the students of high pedagogical educational institutions according to the way they study foreign language was experimentally proved that these special conditions work. The programme of special course “The Formation of foreign language social-cultural competence of the future teachers” is worked out and tested.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6000
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kolodko.pdf247.4 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.