Дисертацію присвячено проблемі організації, становлення, розвитку і функціонування вищих органів управління народною освітою в Україні за часів національно-демократичної революції (1917–1921 рр.). У дослідженні виявлені специфічні риси розвитку національної системи освіти періоду УЦР. На основі аналізу не досліджуваних раніше архівних матеріалів визначені концептуальні основи розбудови народної освіти та формування освітньої політики, питання підготовки педагогічних кадрів для української школи, як елементи діяльності органів управління освітою УНР доби УЦР. Проаналізовано ряд нормативних документів, які закріплювали основи функціонування освітнього відомства і освітньої системи в цілому. Особливе місце займає проблема фінансування й матеріально-технічне забезпечення освітніх закладів. Дисертант висвітлює діяльність системи органів управління, які контролювали і координували мережу українських освітніх закладів.
У дисертації стверджується, що становлення нової, народної освіти в Україні (1917–1918 рр.) стало справою загальнонаціональною і, що такий підхід до розбудови національної школи сприятиме розвитку України, як цивілізованої, європейської держави.
The dissertation is devoted to the organization, formation, development, and functioning of higher governing bodies of public education in Ukraine during the national democratic revolution (1917–1921) The study identified specific features of the national education system during the Ukrainian Central Rada. The analysis have not previously studied archival materials by developing the conceptual foundations of public education and the formation of educational policy, the preparation of teacher training for Ukrainian schools as part of the activities of the education department of UNR day UCR. A number of regulations that perpetuated the functioning of the educational department and the education system as a whole was analyzed. A special place occupies the problem of funding and logistical support for educational institutions. The author covers the activities of authorities who controlled and coordinated network of Ukrainian educational institutions. The thesis argues that the establishment of a new public education in Ukraine (1917–1918) was a national matter and that such an approach to the development of national schools contributed to the development of Ukraine as a civilized European country.
Работа посвящена проблеме организации, становления, развития и функционирования высших органов управления народным образованием в Украине
во времена национально-демократической революции (1917-1921 гг.). В исследовании выявлены специфические черты развития национальной системы
образования периода УЦР. На основе анализа не исследуемых ранее архивных материалов определены концептуальные основы развития народного образования и формирования образовательной политики, вопросы подготовки учительских кадров для украинской школы, как элементы деятельности органов управления
образованием УНР периода УЦР. Проанализирован ряд нормативных документов, которые закрепляли основы функционирования органов управления образованием и
образовательной системы в целом. Особое место занимает проблема финансирования и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. Диссертант освещает деятельность системы органов управления, которые контролировали и координировали сеть украинских образовательных заведений.
Кроме того, в диссертации освещаются инициативы органов управления образованием УНР исследуемого периода. К ним можно отнести широкое привлечение гражданских профессиональных объединений к управлению системой образования и создание специальных судебных органов для реализации принципов морально-правовой ответственности педагога. Диссертант также уделяет внимание деятельности руководителей органов управления образованием исследуемого периода. Их вкладу в построение новой, национальной системы образования, защите образовательных прав национальных
меньшинств и значительному улучшению уровня образованности населения. В диссертации утверждается, что становление нового народного образования в
Украине (1917-1918 гг.) стало делом общенациональным и, что такой подход к развитию национальной школы будет способствовать развитию Украины как
цивилизованного, европейского государства.