Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічному аналізу процесу становлення та розвитку української тифлопедагогіки (середина ХІХ початок ХХІ ст.). Розкрито вплив суспільно-політичних, соціально-економічних та організаційно-педагогічних чинників на розвиток вітчизняної тифлопедагогічної теорії й практики протягом різних історичних етапів. Визначено і науково обґрунтовано основні періоди та етапи й особливості становлення та розвитку теорії і практики навчання й виховання осіб з вадами зору в Україні. Виявлено особливості та тенденції розвитку теорії й практики навчання і виховання дітей з порушеннями зору в зазначені історичні періоди. Представлено історію підготовки кадрів-тифлопедагогів в Україні.
Диссертационное исследование посвящено целостному историко -педагогическому анализу процесса становления и развития украинской тифлопедагогики (середина XIX начало XXI вв.). В работе раскрыто влияние общественно-политических, социальноэкономических и организационно-педагогических факторов на развитие отечественной тифлопедагогической теории и практики в течение разных исторических периодов. Опираясь на историко-педагогический, цивилизационный, феноменологический, культурологический, антропологический подходы к историко-педагогическому исследованию, учитывая роль религиозного влияния как закономерного фактора в развитии отношения общества к незрячих была проведена периодизация развития этого процесса по следующим критериям: развитие социально-экономической формации, общественно-политическая ситуация в стране, религиозные взгляды на лиц с нарушениями зрения, нормативно-правовая база практики обучения, воспитания, реабилитации и социализации инвалидов по зрению, общественное прогрессивное движение, уровень развития и степень разработки научного аппарата тифлопедагогики, уровень и практическое состояние медицинской и социально-психологической помощи лицам с нарушениями зрения, кадровое обеспечение профессиональными тифлопедагогами. Проведенный научно-теоретический анализ дал основания выделить периоды генезиса теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в Украине, которым долгое время (Х век середина XIX века) предшествовало становление предпосылок практики обучения слепых в Украине: I период (середина XIX века 1942 год) становление и развитие отечественной системы специального образования детей с нарушениями зрения; II период (1943 -1990 годы) характеризуется интенсивной разработкой тифлопедагогической теории и практики; III период (1991 год и до сегодня) сопровождается реформированием системы образования детей с нарушениями зрения, обновлением содержания их обучения, основательными научными исследованиями в области тифлопедагогики и тифлопсихологии. Выявлены особенности отношения общества и государства к лицам с нарушениями зрения и развитию специально организованного обучения и воспитания слепых детей в Украине в определенные исторические периоды. Установлено, что возникновению и развитию практики обучения незрячих в Украине в значительной мере способствовало медицинское сообщество государства. Проанализирована история и тенденции развития основных методологических и теоретических проблем тифлопедагогики. Проведенное исследование позволило определить ведущие тенденции развития тифлопедагогики в Украине: антропологическая направленность тифлопедагогики; постепенное расширение ее предмета, методологических основ, закономерностей, принципов, методов и наполнение их социальнопедагогическим содержанием; широкое использование тифлопедагогикой межнаучных закономерностей, принципов, терминов, понятий и методов работы; постепенный переход от коллективного обучения и воспитания к индивидуальным формам воздействия; тесная связь между тифлопедагогической теорией и практикой; широкое привлечение к делу обучения и воспитания детей с нарушениями зрения различных министерств и общественности, учет прогрессивных достижений тифлопедагогики предыдущих лет и т.д. Установлен вклад украинских тифлопедагогов (О.М.Щербины, И.А.Соколянского, И.С.Моргулиса, Е.П.Синевой и др.) в развитие мировой теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения. Показано отношение к национальной составляющей обучения и воспитания детей с нарушениями зрения на разных этапах развития украинской тифлопедагогики. Доказана роль негосударственных общественных объединений в развитии тифлопедагогики, внедрении радикальных изменений в учебновоспитательный процесс. Произведен анализ истории подготовки и переподготовки кадров тифлопедагогов в Украине. Отмечено, что решением задач, стоящих перед отечественной тифлопедагогикой на современном этапе социального развития общества, занимаются существующие в государстве научные центры лаборатория тифлопедагогики Института специальной педагогики НАПН Украины и кафедра тифлопедагогики НПУ имени М.П.Драгоманова. В научный оборот введены новые историко-педагогические и архивные документы, что будет способствовать более объективной оценке процесса становления и развития обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
The dissertation research is devoted to holistic historical and pedagogical analysis of the process of development and establishment of Ukrainian typhlopedagogy (mid-19th early 21st centuries). It reveals the impact of socio-political, socio-economic, organisational and educational factors on the development of the domestic typhlopedagogical theory and practice at different historical stages. It defines and gives scientific justification to the main periods, stages and peculiarities in development and establishment of the theory and practice of education and upbringing of visually impaired people in Ukraine. It describes special features and trends in development of the theory and practice of education and upbringing of visually impaired children at the specified historical periods. The thesis also presents the history of the typhlopedagogical staff training in Ukraine.