Працю присвячено дослідженню власних назв ділових об’єднань людей столиці України. На матеріалі близько 5 000 ергонімів м. Києва з’ясовано способи
творення та семантичні особливості найменувань організацій, установ, фірм,
закладів, що пов’язані зі сферою послуг, встановлено системні зв’язки цих назв із
традиційними класами онімів, а також подано їх класифікацію. Докладне і ґрунтовне вивчення київської ергонімії суттєво розширить сферу наукового пізнання в галузі ономастики.
The dissertation represents the study of proper names of business associations in
the capital of Ukraine. On the basis of over 5000 proper names the ways of derivation
and semantic features of Kyiv organizations’ and companies’ names in the service field
are determined. The system connections of these names with traditional classes of onims are fixed and classified. The detailed and substantial study of Kyiv erhonims shall develop the scientific knowledge in the sphere of onomastic
Работа посвящена исследованию собственных наименований людей столицы
Украины. На материале около 5000 эргонимов г. Киева определены способы
образования и семантические особенности названий организаций, учреждений,
фирм, заведений, связанных со сферой услуг. Отдельное внимание уделяется
установлению системных связей между эргонимами и традиционными
ономастическими классами собственных наименований — антропонимами,
топонимами. В частности, произведен сравнительный анализ антропонимии и
эргонимии, выяснено, что: семантика этих ономастических классов четко не
определяется ввиду различных подходов и толкований лингвистов; в лексикосемантической системе исследованных собственных наименований обнаруживаются диалектически взаимозависимые явления (моносемия — полисемия; развитие омонимии; метафоризация и под.); каждая языковая
единица антропонимии и эргонимии наделена ценностью и значимостью; анализированные собственные наименования несут три типа информации — речевую, языковую и энциклопедическую; отсутствуют ограничения в процессе номинации отантропонимных деловых объединений и ограничения возможностей
самонаименования в ходе образования собственных наименований людей; оба
ономастических класса называют всех членов коллектива людей и все виды
объединений без исключений; антропонимы и эргонимы - это вторичные и
искусственные наименования; мотивация собственных наименований -
экстралингвистическое явление. В исследовании выделяются структурно-семантические типы отантропонимных наименований деловых объединений людей, образованных от имен, фамилий, патронимов, псевдонимов. Особенности словообразования эргонимов, сформированных на базе топонимов, основные группы топонимной лексики (киевская, некиевская) также освещены в первой главе научной работы. Во второй главе детально анализируются наименования деловых объединений людей сферы услуг, которые делятся на названия сферы
непроизводственных (наименования заведений науки, образования, культуры,
искусства, лечебных учреждений) и производственных услуг (названия торговых
заведений, заведений общественного питания, бытовых и частных услуг). В каждом разряде эргонимной лексики построены основные структурно-семантические модели и показаны особенности их значения и функционирования. Например, собственные наименования, обозначающие киевские названия аптек, -
многокомпонентные эргонимы, образованные с помощью номенклатурного термина и порядкового номера. Наименования библиотек столицы Украины - составные отантропонимные названия. Эволюция наименований театров сводится к компрессии информации. Большое количество эмпоронимов (названий магазинов), а также названий парикмахерских, салонов мод и кафе г. Киева образованно на базе женских имен. Собственные наименования учебных и научных заведений могут иметь разные составные: преимущественно двухкомпонентными бывают названия колледжей и техникумов; инициальными аббревиатурами оформляются названия дошкольных учреждений и школ, многословными являются наименования высших учебных заведений и научных учреждений. Выбор номинативных стратегий в процессе образования названий заведений сферы бухгалтерских и консалтинговых услуг обусловлен индивидуальными особенностями номинатора, маркетинговыми задачами, ориентацией на ту или иную номинативную систему. Детальное и основательное изучение киевской эргонимии значительно расширит сферу научного познания в области ономастики.