Дисертація присвячена проблемі формування пізнавальної самостійності учнів 7-9 класів у процесі вивчення предметів гуманітарного циклу. В дослідженні здійснено аналіз сучасного стану проблеми в теорії та практиці середньої школи, розкрито сутність понять “самостійність”, “пізнавальна самостійність” та “самостійна навчально-пошукова діяльність”; визначено критерії та рівні сформованості пізнавальної самостійності учнів 7-9 класів, обгрунтовано й експериментально перевірено вплив визначених педагогічних умов на формування пізнавальної самостійності учнів у процесі вивчення історії та літератури; розроблено й апробовано модель формування пізнавальної самостійності учнів 7-9 класів; виявлено динаміку у рівнях сформованості пізнавальної самостійності учнів у процесі вивчення ними предметів гуманітарного циклу.
В диссертации обоснована актуальность проблемы современных образовательных учебных заведений — формирование познавательной самостоятельности учащихся 7-9 классов.
На основе анализа понятий “самостоятельность”, “познавательная самостоятельность”, “деятельность”, “волевые качества” определена сущность понятия “познавательная самостоятельность”, которое мы рассматриваем как сложное интегрированное качество личности, характеризирующее состояние его эмоциональной, познавательной и волевой сферы. Данное качество личности проявляется и формируется в самостоятельной учебно-поисковой деятельности, состоит из эмоционально-мотивационного, содержательно-когнитивного, процессуально-волевого компонентов, которые функционируют как целостная система и позволяют ученику достигать высоких результатов при изучении предметов гуманитарного цикла без посторонней помощи.
Диагностика формирования познавательной самостоятельности позволила определить критерии, показатели и уровни сформированости познавательной самостоятельности учащихся 7-9 классов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.
В ходе исследования выделены и экспериментально проверены педагогические условия формирования познавательной самостоятельности учащихся: организация самостоятельной учебно-поисковой деятельности, решение заданий разных типов, сочетание активных и интерактивных методов обучения с использованием компьютерных технологий, установление межпредметных связей.
В исследовании разработана экспериментальная структурно-функциональная модель формирования познавательной самостоятельности в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.
Результаты исследования подтверждают, что организация учебного процесса на основе создания педагогических условий развивает самостоятельность мышления, умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, преодолевать трудности, самостоятельно добывать знания и использовать их в новых ситуациях.
Полученные в исследовании данные позволяют сделать такие методические рекомендации. Изучение предметов гуманитарного цикла в 7-9 классах должно опираться на создание соответствующих педагогических условий, которые обеспечивают развитие всех компонентов познавательной самостоятельности (эмоционально-мотивационный, содержательно-когнитивный, процессуальноволевой). Во время разработки тематических планов изучения предметов гуманитарного цикла необходимо учитывать важность и структуру познавательной самостоятельности. Организовывая процесс формирования познавательной самостоятельности учеников, учителю необходимо опираться на единство его эмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер, проявляя личный опыт и активизируя работу мысли и воображения. В учебном процессе педагогические условия, которые будут обеспечивать формирование познавательной самостоятельности (организация самостоятельной учебно-поисковой деятельности, выполнение познавательных заданий разных типов, сочетание активных и интерактивных методов с использованием компьютерных технологий, установление межпредметных связей) нужно использовать в комплексе.
The dissertation is devoted to the problem of forming of cognitive independence of pupils 7-9 grades in the study of humanities subjects. The scientific work analyzed the current state of problems in the theory and practice of middle school, opened the essence of the concepts of “independence”, “cognitive independence” and “self-training search activity”, defined criteria and the level of this personality’s quality, proved and experimentally verified system of pedagogical conditions formation of cognitive independence of pupils in the study of history and literature, found the dynamic levels of forming cognitive independence of pupils in the study of humanities subjects.