У дисертаційному дослідженні означені особливості становлення та розвитку психолого-педагогічної і технологічної структури навчання студентів; розкрита суть психологічного забезпечення розвитку особистості та її підготовки в умовах вищої педагогічної школи, окреслена логіка технологізації навчання студентів. Обґрунтовані теоретичні засади побудови концептуальної моделі професійної діяльності соціального працівника та розроблено модель професійної діяльності соціального працівника. Розроблена прогностична структурно-функціональна модель, в основі якої лежить ідея проблемно-модульної організації освіти соціального працівника; обгрунтовано і розроблені критерії і показники рівнів професійної готовності студентів до соціальної роботи. Обґрунтовані зміст і структура організаційно-технологічного забезпечення, запропоновані методики ефективного навчання студентів та представлені результати констатувального і формувального експериментів на різних етапах підготовки студентів до професійної діяльності.
Диссертация содержит результаты теоретических исследований профессиональной подготовки студентов педагогических университетов к социальной работе; обоснованы потребности развития социальной работы, поиски путей и эффективных условий подготовки будущего социального работника. Решение вопроса профессиональной подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности возможно при следующих условиях: социально-образовательного подхода, который предусматривает разноуровневое профессиональное образование специалистов для социальной сферы; культурно-цивилизацинного подхода, который способствует воссозданию этнокультурной самоидентификации; системного подхода, в пределах которого раскрываются системные элементы; личностного подхода, который базируется на субъектном подходе к деятельности индивида; технологического подхода, требующего определенных изменений в социальном образовании; деятельного подхода, который предусматривает развитие личности в тесной зависимости от видов деятельности; профессиограмного подхода, который предусматривает характеристики социального работника и субъектные стороны его труда; социально педагогического подхода, который позволяет говорить о мере и способе самореализации личности; технологического подхода, который предусматривает гибкое инструментальное управление учебным процессом. Экспериментальное исследование позволило определить признаки социально психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, а также уточнить содержание понятия "технологии социальной работы". На основе обнаруженных особенностей технологизации, спроектирована комфортная образовательная среда в высшей школе, которая предусматривает: усиление содержания и качества социально гуманитарной подготовки социального работника; создание технологической социально педагогической структуры; разработку образовательного стандарта; выбор студентами вариативных программ действий и индивидуальных заданий; обеспечение правового консультирования студентов; предоставление помощи студентам в ситуации конфликта с преподавателем; создание комфортных условий во внеаудиторной деятельности для личностного самоусовершенствования, саморазвития. Выделены особенности становления и развития психолого-педагогической и технологической структуры учебы студентов; раскрыта суть психологического обеспечения развития личности и ее подготовки в условиях высшей педагогической школы, очерчена логика технологизации учебы студентов. В процессе исследования разработана модель профессиональной деятельности социального работника, а также раскрыта суть мотивационного аспекта как составной успешной деятельности будущего специалиста социальной сферы. На основе сказанного разработана прогностическая структурно функциональная модель, в основе которой лежит идея проблемно модульной организации образования социального работника; разработаны и обоснованы критерии и показатели уровней профессиональной готовности студентов к социальной работе. Определены и апробированы технологии учебы студентов в условиях высшего педагогического образования: профессионально-ориентированные, информационно-рефлексивные, профессионально практические и профессионально развивающие, которые позволяют информировать, адаптировать, ориентировать, развивать студентов так, что после определенного периода учебы они выходят на уровень осознания и профессионального выполнения функций, методов и технологий деятельности в социальной сфере, развивается умение самостоятельно моделировать конкретные формы социальной работы в зависимости от ее направления, категорий и потребностей их клиентов. Взяв за основу условия профессиональной учебы и особенности практической деятельности студентов, осуществлено моделирование процесса подготовки студентов к социальной работе, в основе которого лежат научнометодическое и организационно-технологическое о обеспечение. Обоснованы содержание и структура организационно-технологического обеспечения профессиональной подготовки студентов к социальной работе, определены социально педагогические условия их эффективного воздействия, предложены методики эффективной учебы студентов и представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов на разных этапах подготовки студентов к профессиональной деятельности.
The dissertation deals with the peculiarities of the personal formation as well as the psychology-pedagogical and technological student’s education development structure; the thesis also shows the main points of the psychological provision of the personality development and their training in the High Pedagogical School environment, moreover the student’s education technologization has been outlined. The author grounds theoretically the conditions of the social worker professional activity conceptual model and develops the model of the social worker professional activity. The prognostic structural-functional model has been designed, in the basement of which there is an idea of problem-module organization of the social worker education. The criteria and indices of the professional preparedness of the students to the social work have been stated and developed. In the research the author shows some peculiar features and the structure of the organizational-technological support, proposes effective methods of student’s education and represents the results of the experimental work in its different stages.