У дисертації представлено аналіз методологічних підходів
(діяльнісного, культурологічного, професійного), які визначають сучасні тенденції підготовки учителів; конкретизовано поняття “українська музично-педагогічна спадщина”; окреслено принципи її вивчення (педагогічної спадкоємності, взаємодії професійного та культурно-історичного контекстів, активізації духовно-творчого потенціалу особистості).
Обґрунтовано зміст та компоненти готовності студентів до використання доробку вітчизняних педагогів-музикантів, визначено критерії діагностики (рефлексивно-мотиваційний, інформаційно- пізнавальний, операційно-практичний) та рівні сформованості (високий, достатній, обмежений, низький).
Розроблено та експериментально перевірено організаційно-методичну систему підготовки майбутніх учителів музики до використання УМПС у практичній роботі, що забезпечує фахову спрямованість навчання; формування навичок самостійності; можливості творчого розвитку студентів через застосування проблемних та інтерактивних методів.
Диссертация представлявляет [представляет] собой комплексное исследование проблемы изучения украинского музыкально-педагогического наследия в высших педагогических учебных заведениях.
Обращение к данной теме обусловлено потребностями профессиональной подготовки учителей, которые заключаются в актуализации достижений прошлых поколений в сфере музыкального воспитания сквозь призму современных учебно-воспитательных моделей, в формировании знаний, умений и необходимых личностных качеств студентов, приобретённых путём изучения национального музыкально-педагогического наследия.
На основе научных идей в сфере теории и практики профессионального образования был осуществлен анализ приоритетов подготовки педагогов-музыкантов, и сделан вывод о том, что они находятся в сфере деятельностного, гуманистического, культурологического и профессионального подходов. Из тенденций, которые могут обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, были выделены следующие: направленность на решение реальных задач преподавания музыки в школе, обновление содержания образования достижениями прошлых поколений, культурологический подход к освоению учебного материала, создание условий для самореализации студентов, внедрение интерактивных и проблемных методов обучения.
Руководствуясь исследованиями ученых-культурологов,
сформулировано рабочее определение понятия “украинское музыкально-педагогическое наследие” (УМПН), которое понимается как результат деятельности представителей прошлых поколений в сфере национального музыкального творчества и художественного воспитания, потенциал которого является фактором морально-эстетического влияния на личность в контексте музыкально-образовательных задач современности. Была разработана типология данного наследия, согласно которой определены музыкально-исполнительский, учебно-инструктивный и художественно-методический типы музыкально-педагогических источников. Руководствуясь разработанной компонентной структурой готовности будущих учителей музыки к использованию УМПН в профессиональной деятельности, отражающих аксиологическую, гностическую и праксеологическую сферы подготовки, определены критерии ее диагностики - рефлексивно-мотивационный, информационнопознавательный, операционально-практический. Использование данного критериального аппарата позволило определить уровни исследуемой готовности (высокий, достаточный, ограниченный, низкий). Различия между ними заключались в качестве знаний музыкально-педагогических материалов, развитости у студентов умений оперировать ими, ценностном отношении к УМПН.
Механизм реализации педагогических принципов и создания оптимальных условий для успешного изучения музыкально-педагогического наследия основывался на внедрении в учебный процесс организационно-методической системы подготовки будущих учителей музыки к использованию УМПН впрактической работе, которая состоит из трех компонентов (мотивационно-коммуникативного, содержательного, процессуального) и характеризуется демократичностью, взаимосвязью теоретической и практической деятельности, индивидуализацией и дифференциацией педагогических воздействий, вариативно-моделирующими возможностями. В процессе исследования установлено, что подготовка студентов к использованию музыкально-педагогического наследия в практической работе может быть успешной при соблюдении следующих условий: изучение УМПН в сочетании его теоретического освоения и практического использования в процессе педагогической практики студентов, включение в самостоятельную работу по освоению наследия коммуникативных форм непосредственного и опосредованного творческого взаимодействия, приобщение будущих учителей музики [музыки] к освоению УМПН с помощью интерактивных и проблемных методов обучения.
Констатация позитивных изменений, в уровнях готовности студентов к использованию наследия в будущей практической работе по всем критериям и показателям позволяет говорить об еффективности [эффективности] разработанной системы и её приоритете перед традиционными подходами к изучению УМПН в высшем педагогическом учебном заведении.
The analysis of modem tendencies of future music teachers’ training in the context of Ukrainian national school development is represented on the grounds of theoretical synthesis of scientific literature; the definition, contents and functions of the “Ukrainian musical-pedagogic heritage” phenomenon have been determined and the components of students’ readiness to use it in practical work have been specified.
The organizational-methodic system of future music teachers’ training aimed at using Ukrainian musical-pe'dagogic heritage in their professional activity, elaborated and examined experimentally, provides professional targeting of studying the inheritance of the past in the process of class and extracurricular work, active formation of students’ independent habits and skills to use interactive and problematic teaching methods.