Дослідження присвячено рецепції абсурдного як екзистенціальноантропологічного феномену.
Використовуються філософсько-антропологічний та аксіологічний
підходи, прийоми компаративістики. Аналізується проблема ідентифікації
абсурдного в його екзистенціально-антропологічному вимірі – визначаються
прийоми ідентифікації, опрацьовується потрібний концептуальнотермінологічний інструментарій.
Описується тенденція соціально-культурної легітимації абсурду й
абсурдизму як у реальному, так і у віртуальному просторі. Зокрема,
розглядаються явище флешмобу й субкультура фриків. Аналізуються
аргументи прихильників і критиків абсурдизму, який останні кваліфікують як
своєрідне соціальне захворювання.
З використанням розроблених автором засобів ідентифікації й оцінки
абсурдного характеризується низка новітніх трендів сучасності –
трансгуманізм, ювенальна юстиція, мультикультуралізм, маніпулятивні
технології.
Робиться висновок, що в умовах сучасного суспільства абсурдизм у
певних своїх проявах становить серйозну загрозу як для існування й
нормального функціонування окремих його базових інститутів, так і для
життєдіяльності особистості. Розглядаються різноманітні запропоновані
фахівцями засоби протидії абсурдизму.
Исследование посвящено рецепции абсурдного как экзистенциальноантропологического феномена.
Используются философско-антропологический и аксиологический
подходы, приемы компаративистики.
Анализируется проблема идентификации абсурдного в его
экзистенциально-антропологическом измерении – определяются приемы
идентификации, прорабатывается необходимый концептуальнотерминологический инструментарий.
Обосновывается, что лингвистический и логико-семантический подходы
со свойственными им определениями абсурдного непригодны для решения
данной задачи. Указания на то, что определенное выражение не имеет смысла
или на какое-то утверждение, включающее в себя скрытое противоречие, не
срабатывают, поскольку они не касаются экзистенциального мира человека.
Описывается тенденция социально-культурной легитимации абсурда и
абсурдизма как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В частности,
рассматриваются явление флешмоба и субкультура фриков.
Упомянутая легитимация не является случайной, а связана с реализацией
определенных функций. Среди них следует отметить следующие: креативную,
которая реализуется в создании новых культурных форм и явлений;
терапевтическую, релаксационную функцию, имеющую целью снятие
психического напряжения, эмоциональную разрядку; функцию утверждения и
самовыражения личности, то есть попытку выделиться из окружающей среды,
быть не таким как другие; критическую функцию, воплощающуюся в
стремлении бросить вызов всему нормативному, традиционному;
гедонистическую, сводящуюся к поиску удовольствия и другие.
Получил дальнейшее обоснование тезис, что в области религии абсурдное
нашло свое глубокое и разностороннее осмысление и освоение. Оно
представлено и как важная составляющая вероучения, и как принцип
специфических форм повседневного поведения (в частности, юродства). Здесь
со всей остротой был сформулирован вопрос о над-смысле как важнейшем
структурном элементе жизненного мира человека. Данный феномен предстает
как соединительное звено между религиозным сознанием, с одной стороны, и
представлениями логотерапии (В. Франкл) – с другой. Абсурдное при этом
квалифицируется как специфическая форма освоения сферы божественного,
того, что принципиально неподвластно человеческому пониманию,
человеческой логике, как способ экзистенциальной ассимиляции, освоение
несоизмеримых человеку сущностей. Библейские рассказы об Аврааме и Иове с
достаточной уверенностью могут быть расценены как эталонные примеры существования человека в абсурдной ситуации. На основании сопоставления
альтернативных точек зрения философов утверждается, что в христианстве
содержатся неоднозначные интенции касательно отношения человека к
абсурдному. С одной стороны, говорится о неотвратимости его принятия и, как
следствие, необходимости веры (С. Кьеркегор, Л. Шестов), с другой – имеет
место установка на его преодоление (Н. Мусхелишвили, Ю. Шрейдер и др.) как
сурового испытания, которое постигло человека.
Анализируются аргументы сторонников и критиков абсурдизма, который
последние рассматривают как своеобразное социальное заболевание.
С использованием системы понятий и оценок, связанных с феноменом
абсурдного, характеризуется ряд новейших трендов современности –
трансгуманизм, ювенальная юстиция, мультикультурализм.
Делается вывод, что в условиях современного общества, которое вполне
обоснованно называется обществом риска, абсурдизм в определенных своих
проявлениях представляет серьезную угрозу (иногда расцениваемую как
признак наступающей антропологической катастрофы) как для существования
и нормального функционирования отдельных его базовых институтов, так и для
жизнедеятельности личности. В то же время было бы ошибкой смотреть на
такое положение дел сквозь призму идей технологического детерминизма,
считая высокие технологии причиной нежелательного направления изменений.
Они предоставляют только возможность, а решение определяет своевольная
человеческая субъективность.
Диссертация предоставляет материал для преподавания курсов по
антропологии, культурологии, современной западной философии, философии
искусства. Кроме того, выводы и положения работы могут быть использованы
для подготовки экспертных оценок по соответствующим вопросам, в процессе
общественных обсуждений проблем образовательной, научно-технической,
культурной и социальной политики.
The research is devoted to the reception of an absurd as an existentialanthropological phenomenon.
The author uses philosophical-anthropological and axiological approaches,
techniques of comparative studies. The problem of identification of absurd in its
existential-anthropological dimension is analyzed. Identification methods are
determined, the necessary conceptual and terminological tools are being worked out. The tendency of social-cultural legitimation of absurdity and absurdism in both
real and virtual space is described. In particular, the phenomenon of flashmob and the
subculture of freaks are considered. The arguments of the adherents and critics of
absurdism, which the latter qualify as a peculiar social disease, are analyzed.
A number of new trends – transhumanism, juvenile justice, multiculturalism
manipulative technologies are characterized using absurdist concepts and evaluations.
Thus, in the present day society absurdism in certain manifestations is of a
serious threat to the existence and normal functioning of some of its basic
institutions, as well as the being of the individual. Various means of counteracting
absurdism are analyzed in the dissertation work.