У дисертації, присвяченій вивченню психологічних умов розвитку
професійної відповідальності майбутніх фахівців ракетно-космічної галузі,
здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження проблеми в
зарубіжній та вітчизняній психології; визначено сутність поняття «професійна
відповідальності майбутніх фахівців ракетно-космічної галузі»; теоретично
обґрунтовано психологічні умови її розвитку у процесі професійної підготовки.
Емпірично досліджено особливості та динаміку розвитку структурних
компонентів професійної відповідальності студентів. Визначено критерії
(засвоєння сутності професійної відповідальності; суб’єктивація мотивів та
цінностей професійно відповідальної поведінки; осмисленість професійної
діяльності), показники та рівні (низький, базовий, виконавчий, ініціативновідповідальний) розвитку професійної відповідальності майбутніх фахівців
ракетно-космічної галузі.
Обґрунтовано модель та розроблено і апробовано психолого-педагогічну
програму розвитку професійної відповідальності майбутніх фахівців ракетнокосмічної галузі. Доведено її ефективність та доцільність впровадження до
процесу професійної підготовки майбутніх фахівців технічного профілю.
В диссертации, посвященной изучению психологических условий развития
профессиональной ответственности будущих специалистов ракетно-космической отрасли, осуществлен теоретический анализ научных подходов к изучению
проблемы в зарубежной и отечественной психологии; определена сущность
понятия «профессиональная ответственности будущих специалистов ракетнокосмической отрасли»; теоретически обоснованы психологические условия
развития профессиональной ответственности (осознание ответственности как
профессионально значимого качества специалиста ракетно-космической отрасли;
развитость мотивов социально-ответственного поведения; выраженность волевых
качеств личности; интернальность субъективного контроля в профессиональной
деятельности; выраженность совестливости; осознание саморегуляции поведения
в профессиональной деятельности) в процессе профессиональной подготовки.
Эмпирически исследованы особенности и динамика развития структурных
компонентов профессиональной ответственности (когнитивного, мотивационноаффективного, деятельностно-поведенческого) студентов. Определены критерии
(усвоение сущности профессиональной ответственности; субъективация мотивов
и ценностей профессионально ответственного поведения; осмысленность
профессиональной деятельности), показатели и уровни развития
профессиональной ответственности будущих специалистов ракетно-космической
отрасли. На основе обобщения результатов и статистической обработки данных
установлены четыре уровня развития профессиональной ответственности
будущих специалистов ракетно-космической отрасли (низкий, базовый,
исполнительский, инициативно-ответственный). Выявлено доминирование
базового (І курс обучения) и исполнительского (ІІ – ІV курсы) уровней развития
профессиональной ответственности студентов. Обоснована модель развития
профессиональной ответственности, в которой наглядно отражена взаимосвязь
элементов: психологических условий развития, содержания программы развития,
средств воздействия на развитие компонентов профессиональной
ответственности. Разработана и апробирована психолого-педагогическая
программа развития профессиональной ответственности будущих специалистов
ракетно-космической отрасли. В ходе формирующего эксперимента доказана
эффективность представленной программы развития.
The dissertation is devoted to the study of psychological conditions of the
professional responsibility development of future specialists of the rocket-and-space
technology. Theoretical analysis of scientific approaches to the professional
responsibility problem in foreign and domestic psychology has been conducted; the
20content of the concept «professional responsibility of future specialists of the rocketand-space technology» has been defined; psychological conditions of its development in
the process of professional education have been theoretically substantiated.
Features of development of the professional responsibility structural components
and its dynamics throughout the educational process have been empirically investigated.
Criteria (assimilation of the meaning of the professional responsibility; subjectification
of the motives and values of the professional responsible behavior; self-awareness of
the professional activities), indicators and levels (low, basic, executive, initiativeresponsible) of the professional responsibility development of future aviation specialists
have been defined.
There has been substantiated the model, elaborated and approbated a
psychological-and-pedagogical program of development of the professional
responsibility development of future specialists of the rocket-and-space technology.
Efficiency and practicability of the program implementation into the process of
professional education of the technical profile specialists has been proved.