DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24736
Title: Візуальні стратегії сучасної екранної культури: філософсько-антропологічний аспект
Authors: Ворожейкін, Євген Петрович
Keywords: екранна культура
візуальні стратегії
екранні медіа
ілюзорний реалізм
культурна критика
інформатизація
індивідуалізація
культуротворчість
экранная культура
визуальные стратегии
экранные медиа
иллюзорный реализм
культурная критика
информатизация
индивидуализация
культуротворчество
screen culture
visual strategies
screen media
illusory realism
cultural criticism
informatization
individualization
cultural creativity
Issue Date: 2018
Publisher: НПУ імені М.П. Драгоманова
Citation: Ворожейкін, Євген Петрович. Візуальні стратегії сучасної екранної культури : філософсько-антропологічний аспект : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.04 - філософська антропологія, філософія культури / Ворожейкін Євген Петрович ; [наук. керівник Мєднікова Галина Сергіївна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. - 19 с.
Abstract: Дисертаційна робота є одним із перших комплексних філософсько-антропологічних досліджень візуальних стратегій сучасної екранної культури, які репрезентують ціннісно-смислові особливості сучасного культурного періоду. Концептуальне осмислення візуальних стратегій здійснено на основі поєднання теоретико-методологічних напрацювань Франкфуртської школи, Cultural Studies, Media Studies та Visual Studies. Дослідження візуальних стратегій дозволило осмислити механізми ескапізму від екзистенційних та буденних проблем засобами масової екранної культури, а, також, обґрунтувати зв’язки методів екранної арт-культури та філософських методів екзистенціалізму та феноменології. З’ясовано, що сьогодні відбувається інформатизація екранного простору, яка формується через естетичну форму, а тому призводить до втрати змістової характеристики інформації. Виявлено, що розвиток та поява нових екранних медіа здійснили перехід від суспільної екранної практики до індивідуального рецептивного досвіду та індивідуального культуротворення, яке базується на принципах вільного обміну та доступу до інформації та культурних продуктів.
Диссертационная работа является одним из первых комплексных философско-антропологических исследований визуальных стратегий современной экранной культуры. Определено, что визуальные стратегии являются сложными конфигурациями средств (технических и технологических) и принципов (идейных, эстетических и социальных) для формирования пространства экрана и способов взаимодействия с ним, они объединены на основе определённой идеи – культурной тенденции, которая представляет ценностно-смысловые особенности определённого культурного периода. Проведён детальный анализ характеристик и особенностей основных экранных медиа (кинематографа, телевидения, видео-арта, видеоигр, компьютера, мобильных экранных средств). Указана способность экранных медиа формировать пространственно-временные принципы взаимодействия человека и экрана: позицию зрителя – позицию внутри экранного пространства (концептуальное время), позицию наблюдателя – позицию снаружи и внутри (интерсубъективное время), а также интерактивную позицию – позицию пользователя (реальное время). На основе сочетания теоретико-методологических наработок Франкфуртской школы, Cultural Studies, Media Studies и Visual Studies осуществлено концептуальное осмысление таких визуальных стратегий, как: иллюзорного реализма, культурной критики, визуального динамизма, эстетики медленного, эстетизации образов насилия и смерти, жестокости, информатизации, индивидуализации, культуротворчества. Выявлены и проанализированы бинарные оппозиции: массовая экранная культура и экранная арт-культура. Определено, что массовая экранная культура через визуальную стратегию иллюзорного реализма предоставляет человеку возможность бегства от повседневных забот и проблем. А экранная арт-культура через визуальную стратегию культурной критики возвращает человека из виртуального пространства к позиции аналитического восприятия сложных и пиковых жизненных ситуаций. Указано, что визуальные стратегии динамизма и эстетизации образов насилия и смерти дополняют стратегию иллюзорного реализма. Визуальная стратегия динамизма меняет принцип восприятия экранного изображения с интерпретационного режима в исполнительный, в котором главным является быстрый темп аффективных реакций. Визуальная стратегия эстетизации образов смерти и насилия осуществляет манипулятивную модификацию качественных характеристик данных образов, превращая их в технологию аттракционного развлечения. Определено, что данные визуальные стратегии являются культурными средствами борьба с экзистенциальными проблемами: ощущением текучести индивидуального времени и фактом смертности. Указано, что эти визуальные стратегии приводят к формированию человека, для которого наиболее важны мгновенно-интенсивные моменты переживания, а факты насилия и смерти не имеют этико-аксиологического значения. Определено, что визуальные стратегии жестокости и эстетики медленного экранной арт-культуры действуют противоположно стратегиям массовой экранной культуры. Визуальная стратегия эстетики медленного функционирует подобно феноменологической редукции, выявляя основы взаимоотношения субъекта с миром. Визуальная стратегия жестокости через аглитизированное насилие осуществляет реабилитацию насилия и смерти, как реальных фактов с их философско-экзистенциальным смыслом. Проанализирована визуальная стратегия информатизации, которая соотносится с поведением современного человека (модели пользователя), включающим постоянный поиск и желание получения информации. Экранная культура реализует информационное желание через эклектичность и гибридизацию экранного пространства, использование среднего и общего планов в кино, а также через создание и использование новых экранных форм (инфографика, вебграфика, мэш-ап) и нового экранного медиа – визуального романа. Определено, что переход информации в сферу эстетических категорий, говорит о том, что теряется её главная суть, ведь более важными становятся не её качественные характеристики, а количественные и сам факт присутствия. Выделена визуальная стратегия индивидуализации, определяющая переход от массового рецептивного экранного опыта к индивидуальному. Данный процесс реализуется на основе новых медиа: игрового фильма, виртуальной реальности, визуального романа и стриминговых сервисов. Указано, что индивидуализация рецептивного экранного опыта является пространством для рефлексивного конструирования собственного «Я». Определено, что развитие интерактивных экранных медиа сформировало визуальную стратегию культуротворчества. На основе анализа новых экранных медиа (анимированное GIF-изображение, видеоесе и видеопоэзия) сделан вывод, что стратегия культуротворчества представляет новую модель творчества, в которой главным является не ценность интеллектуальной собственности, а чувство этики, связанное со свободным обменом информацией и культурными продуктами.
The dissertation is one of the first complex cultural and philosophical studies of visual strategies of contemporary screen culture, that represent the semantic features of the contemporary cultural period. The conceptual analysis of visual strategies is made on the basis of combination theoretical and methodological developments of the Frankfurt School, Cultural Studies, Media Studies and Visual Studies. The study of visual strategies allowed to understand profoundly the mechanisms of escapism from existential and everyday problems in mass screen culture, and to substantiate links among the methods of screen art culture and the philosophical methods of existentialism and phenomenology. The work reveals that today is happening active informatization of the screen space. The process is carried out through the aesthetic form, and therefore it leads to loss of the content characteristics of the information. The research discovers that development of screen media and emergence of new screen media made the transition from public to individual screening practice and to individual creativity based on the principles of free exchange and access to information and cultural products.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24736
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Vorozheikin.pdf871.16 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.