Дисертація присвячена актуальним проблемам підготовки майбутніх вчителів
природничо-математичних дисциплін до професійної діяльності в умовах
інформатизованого навчального процесу. Визначено умови інформаційної безпеки
учнів, педагогічно виваженого використання інформаційно-комунікаційних
технологій в навчальному процесі. Враховуючи структуру інформатичних
компетентностей і умови майбутньої професійної діяльності студентів розроблено
методичну систему підготовки до роботи в умовах інформатизованого навчального
процесу.
Розвиток та широке впровадження інформаційно-комунікаційних технологій у
всі сфери людської діяльності дало поштовх новим науковим дослідженням в
найрізноманітніших напрямах. Виняток не становить і педагогічна діяльність. В
результаті цих досліджень виникають нові науки, зокрема педагогічна інформатика.
В четвертому розділі "Формування інформатичних компетентностей майбутніх
вчителів природничо-математичних дисциплін в процесі навчання в магістратурі"
розглянуто педагогічну інформатику як науку і як навчальну дисципліну, що
вивчається в магістратурі. Ефективність розробленої методичної системи
підтверджено і впроваджено в практику роботи закладів вищої освіти України.
В первом разделе диссертации, на основе анализа актуальных проблем
образования в условиях информатизованного учебного процесса обосновывается
необходимость педагогически целесообразного использования информационно-
коммуникационных технологий во время обучения естественно-математическим
дисциплинам; рассматриваются психолого-педагогические условия модернизации
содержания естественно-математических дисциплин. На примере классов с
углубленном изучением химии рассмотрено особенности содержательного
наполнения обучения информатики: изучение Интернет-ресурсов, технологии
обработки данных (на примере изучения химических редакторов), компьютерного
моделирования.
Учитывая, что одной из актуальных проблем современности есть
информационная безопасность подрастающего поколения, во втором разделе
рассмотрено правовое, техническое и программное обеспечение, моральный и
этический, организационный и воспитательный аспекты информационной
безопасности, а самое главное - защита психики и здоровья учащихся в условиях
легкого доступа к разнообразным информационным ресурсам, в том числе
Интернет-ресурсам.
На основе результатов исследования, представленных в первом и втором
разделах диссертации, определены теоретико-методические основы подготовки
учителей естественно-математических дисциплин к педагогически выверенному
использования информационно-коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности, разработано методическую систему такой
подготовки. В третьем разделе рассмотрено систему заданий и методику проведения
отдельных занятий вовремя изучения дисциплин "Компьютерно-ориентированные системы обучения", "Выбранные вопросы предметно-ориентированных
информационных технологий" и особенности подготовки студентов к
педагогической практике в условиях информатизованного учебного процесса.
Развитие и широкое внедрение информационно-коммуникационных
технологий во все сферы человеческой деятельности дало толчок новым научным
исследованиям в различных направлениях. Исключение не составляет и
педагогическая деятельность. В результате этих исследований возникают новые
науки, в частности педагогическая информатика. В четвертом разделе
"Формирование информатических компетентностей будущих учителей естественно-
математических дисциплин в процессе обучения в магістратуре" рассмотрено
педагогическую информатику как науку и как учебную дисциплину, которая
изучается в магистратуре.
На основе анализа разных аспектов организации информационной
безопасности подрастающего поколения было определено, что во время подготовки
будущих учителей естественно-научных дисциплин к организации информационной
безопасности учеников целесообразно во время обучения в магистратуре изучать
дисциплину "Информационная безопасность". В тексте диссертации подано
программу данной дисциплины, задания к лабораторным работам, приведены
примеры выполнения отдельных заданий студентами.
Еффективность разработанной методической системы подготовки будущих
учителей естественно-математических дисциплин в условиях информатизованного
учебного процесса подтверждено и внедрено в практику работы высших учебных
заведений Украины.
The dissertation is devoted to the actual problems of preparing future teachers of
natural-mathematical disciplines for professional activity in the conditions of an
informative educational process. The conditions of students’ informational safety,
pedagogically proved using of informative and communicative technologies in the
educational process are determined. Taking into account the structure of informational
competencies and the conditions for the future professional activity of students, a
methodical system of preparation for working in the conditions of an informative
educational process is developed.
The development and widespread introduction of informative and communicative
technologies into all spheres of human activity gave impetus to a new scientific research in
a wide variety of fields. An exception is not only pedagogical activity.
As a result of these studies, there are new sciences, in particular pedagogical
informatics.
In the fourth section "Formation of informative competences of future teachers of
natural-mathematical disciplines in the process of studying in a magistracy" pedagogical
informatics was considered as a science and as an educational discipline which is being
studied in the magistracy. The effectiveness of the developed methodological system is
confirmed and implemented in the practice of higher education institutions of Ukraine.