У роботі розроблено і науково обґрунтовано деякі компоненти методичної
системи професійної підготовки майбутніх вчителів математики та інформатики
з використанням технологій дистанційного навчання. У дисертації досліджено
проблему доцільного та педагогічно виваженого використання технологій
дистанційного навчання в процесі навчання майбутніх вчителів математики та
інформатики.
Визначено структуру та зміст деяких дистанційних навчальних курсів
зокрема, «Об’єктно-орієнтоване програмування», «Теорія ймовірностей та
математична статистика», «Числові системи», «Конструювання та аналіз
алгоритмів». Встановлено, що застосування розробленої методичної системи
сприяє фундаменталізації знань, активізації навчально-пізнавальної діяльності
майбутніх учителів математики та інформатики, формуванню навичок
самостійної діяльності, формуванню компетентностей, необхідних для
використання технологій дистанційного навчання у своїй майбутній професійній
діяльності. Ефективність розробленої методичної системи підтверджено та впроваджено в практику роботи закладів вищої освіти України.
В работе разработаны и научно обоснованы некоторые компоненты
методической системы подготовки будущих учителей математики и
информатики с использованием технологий дистанционного обучения. В
диссертации исследована проблема целесообразного и педагогически
выверенного использования технологий дистанционного обучения в процессе
обучения будущих учителей математики и информатики.
Определена структура и содержание некоторых дистанционных учебных
курсов в частности: «Объектно-ориентированное программирование», «Теория
вероятностей и математическая статистика», «Числовые системы»,
«Конструирование и анализ алгоритмов». Установлено, что применение
разработанной методической системы способствует фундаментализации знаний,
активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей
математики и информатики, формированию навыков самостоятельной
деятельности, формированию компетентностей, необходимых для
педагогически выверенного использования технологий дистанционного
обучения в своей будущей профессиональной деятельности.
В первом разделе «Теоретические основы методической системы
подготовки будущих учителей информатики и математики к использованию
технологий дистанционного обучения» осуществлен анализ проблем
использования технологий дистанционного обучения в процессе обучения
будущих учителей математики и информатики. Также рассмотрены ошибки, которые допускаются при проектировании среды обучения с использованием
технологий дистанционного обучения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, современных
подходов и концепций педагогики и психологии высшей школы выяснено, что в
процессе подготовки будущих учителей математики и информатики особое
внимание необходимо уделять формированию фундаментальных знаний и
умению обучаться с использованием технологий дистанционного обучения.
Владея такими знаниями, будущие учителя смогут легко адаптироваться к
изменениям концепций и технологий, а также использовать такие технологии в
своей будущей профессионально-педагогической деятельности.
Во втором разделе «Методическая система подготовки будущих учителей
математики и информатики к использованию технологий дистанционного
обучения» рассмотрены вопросы, касающиеся выбора содержания, структуры
методической системы обучения естественно-научным дисциплинам будущих
учителей. Обоснованы и внедрены педагогические условия организации
обучения с применением технологий дистанционного обучения и
профессиональной подготовки; овладение будущими учителями математики и
информатики знаниями и навыками относительно разработки содержания
дистанционных курсов и их учебно-методического обеспечения,
адаптированного к условиям самостоятельного изучения с использованием
технологий дистанционного обучения; формирования у будущих учителей
способности поддерживать учебный процесс в качестве тьютора; использования
методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности
студентов, развитие их творческих способностей, формирования умений
находить, анализировать и использовать новые данные для реализации задач
профессиональной деятельности.
На основе результатов педагогического эксперимента можно сделать вывод,
что педагогически выверенное и обоснованное, целенаправленное
использование в учебном процессе технологий дистанционного обучения
прививает студентам необходимые педагогические навыки как будущим
учителям информатики и математики. Эффективность разработанной методической системы подтверждена
теоретическим анализом полученных результатов и результатами
педагогического эксперимента. Практические результаты внедрены в практику
работы высших учебных заведений Украины.
Work consists of some components methodical system of training future teachers’
mathematics and computer science to use different technologies of distance learning
have been developed and scientifically substantiated. In the dissertation researched the
problem of the appropriate and pedagogically weighed use of distance learning
technologies in the process of training of future teachers of mathematics and computer
science.
The author defined structure and content of some training courses such as:
"Object-Oriented Programming", " Theory of Probabilities and Mathematical
Statistics", "Numerical Systems", "Designing and Analysis of Algorithms". Using the
developed methodical system contributes to the basement of knowledge, activation of
the educational and cognitive activity of future teachers of mathematics and computer
science, formation skills of self-study, formation of competencies which will be
necessary in their future profession. The effectiveness of the developed methodological
system has been proved and confirmed in the practice of higher education institutions
in Ukraine.