Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми
психологічних особливостей розвитку екологічної свідомості молодшого
школяра. Визначено теоретичні підходи до емпіричного дослідження даної
проблеми, розроблена теоретична модель екологічної свідомості. Досліджено
структуру та психологічний зміст її компонентів (когнітивного, емоційного,
поведінкового), виділено критерії та показники рівнів розвитку екологічної свідомості у молодшого школяра, досліджена динаміка розвитку екологічної
свідомості, типи домінуючих установок у ставленні молодших школярів до
природи (когнітивний, естетичний, етичний, прагматичний), вивчені провідні
компоненти їх суб’єктивного ставлення до природи (когнітивний,
перцептивно-афективний, практичний, вчинковий), виділені та
охарактеризовані типи емоційно-ціннісного ставлення дітей до природи
(позитивно-активний, позитивно-пасивний, нейтральний). З’ясовані
особливості екологічної свідомості в залежності від місця проживання
досліджуваних, гендерні особливості. Розроблена та апробована програма
психологічного супроводу розвитку екологічної свідомості молодшого
школяра.
В рамках данного диссертационного исследования впервые проведено
системное теоретико-экспериментальное исследование экологического
сознания младшего школьника; создана структурно-функциональную модель
экологического сознания детей младшего школьного возраста,
составляющими которой когнитивный, эмоциональный, поведенческий
компоненты. Обоснованно исходные положения в пределах субъектно-
деятельностного подхода к активизации исследуемого феномена у детей
младшего школьного возраста; апробирован психодиагностический
инструментарий изучения экологического сознания детей младшего
школьного возраста, выделены критерии и показатели уровней ее развития;
установлена возрастная динамика развития экологического сознания
младших школьников.
Экологическое сознание рассматривается как высший уровень
психического отражения естественной и искусственной среды, своего
внутреннего мира, рефлексия к месту и роли человека в биологическом,
физическом и химическом мире, саморегуляция данного отражения.
Критериями уровня развития экологического сознания младших
школьников в диссертационном исследовании выступили: уровень владения
экологическим знаниями; уровень развития эстетической оценки объектов
природы и природоохранное поведение.
Динамика развития экологического сознания характеризуется тем, что
эмоциональный компонент в ее структуре к третьему классу постепенно
снижается, а когнитивный, эмоциональный и поведенческий - имеют четкую
тенденцию к росту. Чем меньше в отношении к природе ребенок руководствуется эмоциями, тем больше он настроен на познание
окружающего мира. Высокий уровень знаний об окружающей среде
способствует бережному и заботливому отношению к нему, формирование не
прагматической, а экологически целесообразного и взвешенного поведения в
природе.
Установлено, что сельские школьники имеют более высокий
познавательный интерес к природной среде в силу лучшей
информированности о жизни представителей флоры и фауны, собственной
вовлеченности в природоохранную деятельность. Городские дети получают
информацию о особенностях и проблемах окружающей среды, из СМИ,
однако они ограничены в практическом взаимодействии с ней, потому их
активность не выходит за пределы, обусловленные ситуацией, в результате
чего они усваивают информацию о природных объектах преимущественно
ситуативно.
Экспериментальное исследование гендерных различий показал наличие
значимых различий между представителями обоих полов в развитии
эстетического компонента экологического сознания, девочкам меньшей
степени присущи деструктивные действия в отношении природной среды.
Мальчики больше выражают свою готовность и стремление к действиям и
поступкам, направленных на поддержку или сохранения объектов природы.
По мере взросления представители обоих полов характеризуются
уменьшением проявления прагматизма в отношении к окружающей среде.
Эффективным для развития экологического сознания младших
школьников оказалось психологическое сопровождение, предусматривающие
развитие ее компонентов: когнитивного (формирование системы
экологических знаний о взаимоотношениях человека и природы);
эмоционального (формирование и развитие эстетического эмоционально-
ценностного, ответственного и бережного отношения к природе); и
поведенческого (формирование деятельностного подхода к защите,
сохранение и воссоздание природной среды). Сравнение результатов
экспериментальной и контрольной групп после реализации программы
показало значительные качественные и количественные положительные
изменения в экспериментальной группе и отсутствие статистически
значимых изменений в контрольной.
The paper studies the problem of psychological development features of the
environmental awareness of elementary school students. The theoretical
approaches to empirical research of this problem are determined, the theoretical
model of environmental awareness is developed. The structure and psychological
content of its components (cognitive, emotional, behavioral) are investigated,
criteria and indicators of levels of the development of environmental awareness of
elementary school students are given, their psychological characteristic are given
too.
This paper investigated the dynamics of the development of environmental
awareness, types of dominant attitudes in the attitude elementary school students to
nature (cognitive, aesthetic, ethical, pragmatic), the leading components of their
subjective attitude to nature (cognitive, perceptual-affective, practical, practical)
were studied, types of emotional and value relation of children to nature (positive-
active, positive-passive, neutral) were identified and characterized. In general, this
research shows the peculiarities of environmental awareness are determined,
depending on the place of living of the studied and gender differences. A program
of psychological support for the development of the environmental awareness of
elementary school students has been developed and tested.