У дисертації визначено теоретичні підходи та здійснено експериментальне
дослідження проблеми посттравматичних порушень інтелектуального та
емоційно-вольового розвитку курсантів-військовослужбовців.
Обґрунтовано та представлено програму подолання посттравматичних
порушень у військовослужбовців, що складається із таких компонентів:
інтелектуального компонента (доповнення пропозицій, індуктивне мовне
мислення, схильність до аналогії, узагальнення, пам'ять, обсяг пам’яті,
арифметичні завдання); емоційно-вольового компонента (наявність стресового
розладу, тривожність, фрустрація, агресивність, ригідність, невротичність,
наполегливість, самоконтроль, схильність до ризику, депресивність,
роздратованість, комунікабельність, врівноваженість, реактивна агресивність,
сором’язливість, відкритість, екстраверсія, емоційна лабільність, маскулінність,
особистісно-адаптативний потенціал, нервово-психічна стійкість, комунікативні
здібності, моральна нормативність).
В диссертации определены теоретические подходы и осуществлено
экспериментальное исследование проблемы посттравматических нарушений
интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Автором обоснована,
разработана и внедрена программа преодоления посттравматических нарушений у
военнослужащих, состоящая из следующих компонентов: интеллектуального
(дополнение предложений, индуктивное речевое мышление, склонность к
аналогии, обобщения, память, объем памяти, арифметические задачи);
эмоционально-волевого (наличие стрессового расстройства, тревожность,
фрустрация, агрессивность, ригидность, невротичность, настойчивость,
самоконтроль, склонность к риску, депрессивность, раздражительность,
коммуникабельность, уравновешенность, реактивная агрессивность,
застенчивость, открытость, экстраверсия, эмоциональная лабильность,
маскулинность, личностно-адаптативный потенциал, нервно-психическая
устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность).
Исследование интеллектуальной сферы посттравматического
нарушения у военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что
большинство из них характеризуется средним уровнем общей
осведомленности и информированности в различных областях знаний (не только научных, но и жизненных), классификации понятий,
установлением аналогий, обобщением, умением решать простые
арифметические задачи, нахождением числовых закономерностей.
Компонент посттравматического нарушения эмоционально-волевой
сферы характеризуется высоким уровнем наличии стрессового расстройства,
тревожностью, фрустрацией, агрессивностью, ригидностью, уровнем
невротизации, невротичность, спонтанной агрессивностью, депрессивностью,
раздражительностью, коммуникабельностью, умеренной уравновешенностью,
реактивной агрессивностью, открытостью, экстравертированность,
эмоциональной лабильностью, маскулинность, снижением нервно-
психической устойчивости.
У военнослужащих обнаружен средний уровень интеллекта и умение
решать простые арифметические задачи, умение находить числовые
закономерности, моральной нормативности и низкий уровень умения
мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости и заучивания
слов, нервно-психической устойчивости. Высокий уровень наличии
стрессового расстройства, фрустрации, агрессивности, невротизации,
маскулинности, адаптивности, настойчивости, самообладания и склонности к
риска.
У военнослужащих с высоким уровнем склонности к риску высокий
уровень раздражительности, маскулинности, коммуникабельности, нервно-
психической устойчивости и низкий уровень самообладания и тревожности.
У военнослужащих с низким уровнем склонности к риску высокий уровень
самообладания и тревожности и низкий уровень раздражительности,
маскулинности, коммуникабельности, нервно-психической устойчивости. у
военнослужащих с высоким уровнем наличия стрессового расстройства
высокий уровень невротизации, агрессивности, фрустрации, у
военнослужащих со средним уровнем наличия стрессового расстройства
высокий уровень самообладания, адаптивности, коммуникации.
Доказана эффективность экспериментальной программы. Изучение
динамики интеллектуального компонента преодоления посттравматического
стрессового расстройства после проведения формирующего эксперимента
показал, что у военнослужащих повысился показатель нахождения числовых
закономерностей, обобщения и вырос объем памяти. Развитие эмоционально-
волевого компонента преодоления посттравматического стрессового
расстройства у военнослужащих, позволило адекватно относиться к
собственным возможностям.
The theoretical approaches are determined in the dissertation and the
experimental research of the problem of post-traumatic violations of intellectual and
emotional and volitional development is carried out.
The author substantiates and presents a program to overcome post-traumatic
violations in the military, consisting of the following components: the intellectual
component (complementary proposals, inductive speech thinking, predisposition to
analogy, generalization, memory, memory, arithmetic problems); emotional-volitional
component (presence of a stress disorder, anxiety, frustration, aggressiveness, rigidity,
neurotic, persistence, self-control, risk aversion, depressiveness, irritability, sociability,
balance, reactive aggressiveness, shyness, openness, extraversion, emotional lability,
masculinity, person-adaptive potential, neuro-psychic stability, communicative ability,
moral normality).