DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/21145
Title: Теоретико-методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів фізики в умовах освітньо-інформаційного середовища
Authors: Кух, Аркадій Миколайович
Keywords: особистість вчителя
цільова програма
модель
система
методична компетентність
личность учителя
целевая программа
модель
система
методическая компетентность
personality of teacher
having a special purpose program
model
system
methodical competence
Issue Date: 2018
Publisher: Видавництво НПУ імені М.П. Драгоманова
Citation: Кух, Аркадій Миколайович. Теоретико-методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів фізики в умовах освітньо-інформаційного середовища : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти ; 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізика) / Кух Аркадій Миколайович ; [наук. конс. Атаманчук Петро Сергійович] ; М-во освіти і науки України. - Київ, 2018. - 40 с.
Abstract: Робота присвячена формуванню методичної компетентності вчителя фізики на основі вивчення положень дидактики фізики в навчальному процесі педагогічного ВНЗ. Розроблена інноваційна система методичної підготовки вчителя фізики на основі врахування сучасних тенденцій вищої педагогічної освіти: особистості майбутнього вчителя, змісту освіти, управління освітою, організації освітнього середовища, реалізації освітніх технологій та врахування критеріїв якості освіти. Побудовано функціональні моделі особистості вчителя фізики та навчального процесу в АНЗ у взаємозв’язку школа – ВНЗ – школа. Захищається розроблена система організації навчального процесу з методики викладання фізики у педагогічному ВНЗ, а також методика реалізації модульного навчання на основі цільових програм. Встановлено, що пропонований підхід до реалізації навчального процесу з методики навчання фізики сприяє досягненню студентами прогнозованих рівнів знань.
Работа посвящена формированию методической компетентности учителя физики на основе изучения положений дидактики физики в учебном процессе педагогического ВНЗ. Разработана инновационная система методической подготовки учителя физики с учетом современных тенденций высшего педагогического образования: личности будущего учителя, содержания образования, управления образованием, организации образовательной среды, реализации образовательных технологий и критериев качества образования. Построены функциональные модели личности учителя физики и учебного процесса в ВУЗе во взаимосвязи школа – ВУЗ – школа. Защищается разработанная система организации учебного процесса по методике преподавания физики в педагогическом ВНЗ, а также методика реализации модульной системы обучения на основе целевых программ. Основываясь на особенностях университетского образования, исторически сложившихся на современных тенденциях развития общего среднего и высшего образования, выступающих как объективные условия, процесс профессионально- методической подготовки учителя (преподавателя) физики должен быть ориентирован на обобщенную модель, отражающая единство учебной, исследовательской и самостоятельной деятельности студентов на содержательно-информационном, операционно-деятельностном и личностном уровнях. Ведущей задачей подготовки учителя физики является формирование профессиональной компетентности, развитие субъектных свойств, качеств будущих профессионалов: ценностное отношение к будущей деятельности, интерес к педагогической профессии и склонность заниматься ею. На основе анализа теоретических положений, подходов и ведущих идей построена концепция профессионально-методической подготовки учителя физики в форме основных положений, определяющих структурно-функциональный состав системы; факторы, способствующие эффективному функционированию системы; механизмы и условия ее реализации в учебном процессе. Концепция направлена на развитие системы профессионально-методического образования в педагогических университетах: определение целей, формирование содержания, выбор методов, форм и средств, способствующих достижению цели, выбор оценки качества подготовки специалистов. Структурно-функциональный состав системы (цели, содержание, принципы, методы, средства, формы, контроль качества подготовки) рассматривается в реальном педагогическом процессе во взаимосвязи и взаимодействии выделенных компонентов между собой. Система профессионально-методической подготовки ориентирована на запросы современной школы и готовит специалистов, способных реализовывать альтернативные варианты обучения и воспитания школьников, а также самостоятельно приобретать профессиональных знаний и умений. Подготовка учителя физики с университетским образованием должна быть ориентирована преимущественно на физико-математический, физико-химический и индустриально-технологический профили. Система встраивается в основную образовательную программу на основе содержательного пересечения программ. Модель профессиональной подготовки специалиста содержит учебно-методический комплекс, в который входят программы нормативных и специальных курсов, педагогической практики, а также учебники и учебные пособия по всем компонентам данной модели. Исходя из принципа единства исследования и обучения, основой процесса методической подготовки студентов университета является исследовательская стратегия обучения. Система поисково-творческих задач, усложняются, конструирование авторских проектов, выполнение реферативных, курсовых, квалификационных работ и подготовка портфеля выпускника, направленные на формирование преподавателя-исследователя. Анализ педагогических условий подготовки учителя физики в университете и дефицита времени на освоение педагогических дисциплин определил необходимость выбора рациональных приемов и технологий организации учебного процесса в содержательном и процессуальном плане. В смысле методических дисциплин выделены инвариантные элементы знания, позволяющие значительно сократить объем подлежащего усвоению материала при изучении частных вопросов методики преподавания физики. Данный курс построен на основе углубления уровней обобщения: последовательно раскрывается методика изучения научных фактов, явлений, понятий, законов, теорий, физической картины мира. Общенаучная подготовка студентов является базой для будущей профессиональной деятельности при организации процесса переноса, трансформации и обобщение теоретических знаний и практических умений из области физики в область методики ее преподавания. Эффективной в данном плане технология обоснования, что обеспечивает актуализацию школьных и вузовских учебных элементов с последующим теоретическим обобщением и осмыслением их как педагогической задачи при изучении методических дисциплин. Рациональность методической подготовки будущего учителя физики в условиях дополнительного педагогического образования обеспечивается с помощью педагогических технологий: контекстного, модульного обучения, проблемно-диятльнисного подхода при формировании умений; рейтингового контроля знаний, умений, навыков студентов; задачного моделирования учебного процесса; организацией управляемой самостоятельной работы. В целом современную систему образования можно представить как цикл связанных компонентов: компетентность - содержание образования - управление - образовательная среда - образовательные технологии - качество образования, в центре которого - личность специалиста :. Рассматривая современную систему образования с точки зрения возникновения и формирования инновационных обучающих систем, можно выделить три основных плоскости усовершенствования: компетентно-средовую, содержательно-технологическую и качественно-управленческую Инновационные процессы в компетентно-средовом направлении будут наиболее существенными: будут уточнены структуры компетенций для различных специальностей, разработаны стандарты образования на основе компетенций, система прогнозирования и диагностики уровня сформированности компетенций, разработаны стандарты образовательной среды для реализации образовательного процесса, их материально- техническое оснащение и тому подобное. Установлено, что предлагаемый подход к реализации учебного процесса по методике прродавания способствует достижению студентами прогнозируемых уровней знаний.
Work is devoted to forming of methodical competence of teacher of physics on the basis of study of positions of didactics of physics in the educational process of pedagogical university. Developed innovative system of methodical preparation of teacher of physics on the basis of account of modern tendencies of higher pedagogical education: personalities of future teacher, maintenance of education, management by education, organization of educational environment realization of educational technologies and account of criteria of quality of education. The functional models of personality of teacher of physics and educational process are built in university in intercommunication school – university — school. There is on the defensive the developed system of organization of educational process from the method of teaching of physics in pedagogical ВНЗ, and also method of realization of module studies on the basis of the having a special purpose programs. It is set that offered approach to realization of educational process from the method of studies of physics is instrumental in achievement by the students of the forecast levels of knowledges.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/21145
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Кukh.pdf755.44 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.