Диссертационное исследование посвящено проблеме использования элементов истории отечественной физической и астрономической наук в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.
Основные результаты исследования:
1. На основе анализа научных работ определено, что значение принципа историзма как для развития научного знания, так й дай обучения, постоянно возрастает. Этим определяется необходимость' целенаправленного изучения истории науки и совершенствования методики использования элементов истории науки в обучении физике в современной средней общеобразовательной школе. 2. В результате исследования первоисточников, архивных материалов, работ по истории науки, публикаций установлено соответствие развития отечественной физической и астрономической наук непрерывному процессу развития мировой науки; важность научных достижений отечественной науки для научно-технического прогресса человечества. Перспективы дальнейшего развития отечественной физики и астрономии подтверждаются их глубокими научными традициями. Интеллектуальные достижения каждого народа обогащают мировую науку, которая, в свою очередь, даёт толчок научным знаниям отдельного народа, что обусловливает необходимость детального изучения истории отечественной науки, определения влияния её достижений на развитие научного мировоззрения, а также разработки методики использования материалов по истории отечественной науки.
3. Обосновано и экспериментально подтверждено положение о том, что использование элементов истории отечественной науки при обучении физике в средней школе становится средством обновления содержания школьного физического образования при условии повышения теоретического уровня знаний из истории науки учителей, студентов физико- математических факультетов педагогических вузов, учеников и наличии научно-методического обеспечения.
4. Разработана методическая система использования элементов истории отечественной науки, направленная на повышение эффективности учебного процесса по физике: развития познавательного интереса учащихся, стимулирование их активной познавательной деятельности, формирование научного мировоззрения, воспитание патриотизма, интернационализма.
Разработка методической системы производилась путем решения таких задач:
- раскрыты механизмы влияния элементов истории отечественной науки на активизацию учебно-воспитательного процесса и возможности использования истории отечественной физики и астрономии для формирования в учащихся интереса к физике, активизации их познавательной деятельности, воспитания патриотизма, интернационализма;
- определены объем, принципы отбора, разработаны методические рекомендации по использованию элементов истории отечественной науки,
- определен и обоснован перечень и содержание тем школьного курса физики, при изучении которых целесообразно использование материалов по истории отечественной физики и астрономии;
- подтверждена необходимость повышения уровня знании по истории отечественной науки и владения методикой их использования учителей и студентов физико-математических факультетов педагогических вузов, - разработано пособие “Использование материала по истории отечественной науки при изучении физики и астрономии” и программа спецкурса “История отечественной физики и астрономии” для студентов физико- математических факультетов педагогических учебных заведений;
5. Результаты исследования использованы при изучении курса “История физики” студентами НПУ имени М.П.Драгоманова, студентами и магистрами физико-математического факультета КГПУ имени В.Винниченко. Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной методики по использованию материалов о научных достижениях отечественных учёных, позволяющих реализовать принцип историзма.
Результаты обучающего эксперимента подтвердили допущение о том, что систематическое использование элементов истории отечественной науки в обучении физики при наличии научно-методического обеспечения повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
The thesis is devoted to the problem of use of elements of history of domestic physical and astronomical science in pedagogical process of secondary school, their work on renovation of contents of school physical formation.
In the thesis the author gave grounds for fundamentals of use of materials on domestic physical and astronomical science, determined their place in the course of physics for secondary school; worked out methodical system on use of materials on history of domestic science directed to raise effectiveness of pedagogical process in physics and professional standards of further teaches.
Дисертаційне-дослідження присвячене проблемі використання елементів історії вітчизняної фізики та астрономії у навчально-виховному процесі середньої загальноосвітньої школи, їх впливу на оновлення змісту шкільної фізичної освіти.
У дисертації обґрунтовано науково-методичні засади використання матеріалів з історії вітчизняної фізики та астрономії, визначено їх місце в курсі фізики середньої загальноосвітньої школи; розроблено методичну систему використання матеріалів з історії вітчизняної науки, спрямовану на підвищення ефективності навчально-виховного процесу з фізики; підвищення рівня підготовки майбутніх учителів.