Педагогічна культура - це якісна характеристика педагогічної діяльності, сутність якої полягає у вихованні інтелектуальної та емоційної сфер, у формуванні духовної культури майбутнього вчителя. Педагогічна культура формується в процесі професійно-педагогічної діяльності, яка здійснюється за допомогою системи спеціально організованих практик. За допомогою практичної діяльності педагогічна культура здатна стати важливою умовою перетворювального впливу на особистість. Характерною особливістю практики у культуротворчому процесі є її здатність об'єднувати духовне та матеріальне виробництво. Доведено, що дотримання закономірностей формування педагогічної культури у процесі проходження студентами практики, сприяє підвищенню якості підготовки майбутнього вчителя музики.
Диссертация содержит исследование проблемы формирования педагогической культуры будущего учителя музыки в процессе педагогической практики. Определены и сформулированы такие исторически установленные традиции высшего педагогического образования, которые являются актуальные и сегодня: ориентация на духовное развитие личности; формирование средствами практического обучения гуманистической позиции учителя; использование в педагогической деятельности основных видоз музыкального искусства; изучение основ национальной культуры.
Проанализированы современные концепции формирования педагогической культуры и развития практических форм обучения. Прозеден истерико-педагогический анализ развития педагогических практик в вьсаих учебных заведениях Украины.
Теоретически обоснована концепция формирования педагогической культуры будущего учителя музыки в процессе грактическсго обучения.
Педагогическая культура - это качественная характеристика педагогической деятельности, сущность которой состоит в воспитании интелектуальной и эмоциональной сфер, в формировании духовной культуры будущего учителя. Педагогическая культура учителя музыки имеет свою специфику, которая заключается в овладении музыкальном искусством и использовании его в духовном воспитании детей. Музыка непосредственно обращена в душе человека. Через музыку наиболее интенсивно формируются эстетические вкусы, чувства и идеалы личности. Музыка способна активизировать эмоции, стимулировать деятельность, культуро-творческие процессы.
Эмоции и деятельность выступают состовляющими личностной культуры педагога и являются связуемым звеном, которое объединяет внутренюю и внешнюю формы существования педагогической культуры. С этой точки зрения культура выступает как сконцентрированная эмоционально-мыслительная деятельность, которая через творческую активность педагога приобретает духовное или материальное оформление.
Основное внимание уделяется професионально-педагогической деятельности. Педагогическая культура и профессионально-педагогическая деятельность взаимосвязаные и взаимообусловленные явления.
Доказано, что наиболее успешно педагогическая культура формируется в процессе профеосионально-педагогическсй деятельности. Ввиду важности данного положения в диссертации обоснована структура педагогической деятельности и разработана теоретическая модель подготовки будущих учителей музыки к профессмонально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы. Основу модели составляют такие виты специальных практик: лекторско-исполнительская, кокцертмейстерская, вокальная, воспитательная, дирижерско-хоровая и учебно-воспитательная.
Так как педагогическая практика является одним из видов профессионально- педагогической деятельности, то она выступает средством формирования педагогической культуры будущего учителя музыки. Процесс формирования педагогической культуры осуществляется при помощи системы специально организованных практик.
Система поэтапной разнопрофильной музыкально-педагогической практики построена таким образом, что каждый последующий вид практики есть логическим продолжением предыдущего, основывается на уже приобретенных знаниях, умениях и навыках, и имеет тенденцию к динамическому увеличению части самостоятельной работы студентов на каждом новом этапе практического обучения. Предложенная структура практического обучения является средством правления вещами видами педагогической практики. Проанализированы причины, которые мешают эффективному внедрению практических форм обучения в высших учебных заведениях и внесены предложения призванные повысить уровень подготовки практикантов к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной шкалы. Експериментально проверено эффективность предложенной системы специальных практик в решении проблемы формирования педагогическом культуры будущего учителя музыка. Основные результаты внедрены в практику деятельности в высших педагогических заведениях. Характерной особенностью практики в культуротворческом процессе есть ее способность объединять духовное и материальное производство. Соблюдение закономерностей формирования педагогической культуры в процессе прохождения студентами специальных практик, способствует качественному повышению подготовки будущих учителей музыки.
Pedagogical culture is a quality characteristics of pedagogical activity. The errence of which consists of intelectual and erotional sphere bringing up, formation of spiritual culture of a future teacher. Pedagogical culture is being formed in the course of professional - pedagogical activity realized by means of a system of specially organized practics. Through practical activity pedagogical culture can became an important condition of reformational influence оn personality. A typical feature of practice in the process of culture is its ability to unite spiritual and material spheres. It has been stated that obserirance of regularity of pedagogical culture formation in the course of students practical work, is in favour of quality increase of a future teacher of music training.