Дисертаційна робота присвячена проблемі індивідуального психолого-
педагогічного супроводу дітей з комплексними порушеннями розвитку. У
дослідженні розглянуто сучасні підходи до визначення сутності понять
«психолого-педагогічний супровід», «комплексні порушення розвитку».
Укладено комплексну діагностичну психолого-педагогічну методику, яка дозволила визначити рівень розвитку навичок моторної, зорової та
інтелектуальної сфер дитини. Визначено організаційні, діагностичні,
дидактичні, корекційно-розвивальні, соціально-реабілітаційні умови
впровадження індивідуального психолого-педагогічного супроводу. Виявлено,
що умови впровадження індивідуального психолого-педагогічного супроводу
істотно впливають на корекційно-педагогічний процес та визначають його
ефективність.
Розроблено та описано етапи організації індивідуального психолого-
педагогічного супроводу даної категорії дітей: пропедевтичний етап, етап
діагностики та визначення рівня функціонування дитини; етап розробки
індивідуального календарно-тематичного навчального плану / розробки
індивідуальної навчальної програми та його реалізації; етап контролю та
внесення змін. Апробовано структуру індивідуального психолого-педагогічного
супроводу та доведено її ефективність.
Диссертация посвящена проблеме индивидуального психолого-
педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями развития.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной
разработкой научно-методических основ внедрения индивидуальной формы
обучения детей с тяжелыми формами комплексных нарушений развития.
Рассмотрено современные подходы к определению содержания понятия
«психолого-педагогическое сопровождение» и научно-методических основ его
реализации по отношению к детям с комплексными нарушениями развития. В
коррекционной педагогике и специальной психологии индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как прямое или
опосредствованное влияние на ребенка и семью, которое реализуется в
различных формах.
Упорядочена классификация и категориальный аппарат исследования,
систематизированы термины, обозначающие различные варианты сочетания
психофизических нарушений, и определен наиболее точный термин
«комплексные нарушения развития».
Составлена комплексная диагностическая психолого-педагогическая
методика, позволившая определить уровень развития навыков двигательной,
зрительной и интеллектуальной сфер ребенка. Разработаны показатели развития каждой сферы и критерии их сформированности. Для моторной сферы
это - состояние хватательных движений, двигательных возможностей ребенка,
мышечного тонуса, подвижности кистей рук, дифференцированных движений
пальцев, согласованности действий рук, подражательных движений рук,
ритмичности движений рук и предметно-практических действий. Для
зрительной сферы это - состояние зрительного внимания, зрительной памяти,
зрительно-моторной координации, навыков ориентировочно-исследовательской
деятельности, восприятия цветов, восприятие формы и величины. Для
интеллектуальной сферы - состояние сравнительного анализа, навыков
обобщения, способности устанавливать последовательность событий и
причинно-следственные связи.
Определены организационные, диагностические, дидактические,
коррекционно-развивающие и социально-реабилитационные условия
реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Разработаны и описаны этапы организации индивидуального психолого-
педагогического сопровождения данной категории детей, предложено
содержание пропедевтического периода обучения. Организационная структура
сопровождения опирается на такие специальные коррекционно-педагогические
принципы: перехода от пассивного к активному обучению, постоянной
поддержки и мотивации, комплексного взаимодействия участников
коррекционно-педагогического процесса, использования тотальной
коммуникации и поддержки коммуникативного взаимодействия.
Опробированы условия организации индивидуального психолого-
педагогического сопровождения, его структура и доказана их эффективность.
The relevance of the research topic is stipulated by insufficient scientific and
methodological background for introducing individual form of education for children
with severe forms of multiple developmental disabilities.
The author systematizes the classification, basic concepts and terminology
used in reference to different combinations of mental and physical disabilities,
offering the most precise Ukrainian language name for multiple disabilities and its
definition. The thesis provides detailed description of particular features in
development of a child with combined visual, motor and intellectual disability. The author also defines major preconditions for effective implementation of the
individual special educational support for children with multiple disabilities, which
include organizational, diagnostic, didactic, corrective-developing and socialrehabilitation
conditions. The organizational stages of the individual psychological
and pedagogical support for this category of children was developed and described.
The content of the propaedeutic training period according to three functional levels
was suggested. The preconditions for the organization of individual psychological
and pedagogical support, its structure and their effectiveness were consequently
tested and confirmed.