У дослідженні вперше обґрунтовано теоретичні й методичні засади
вивчення літературних напрямів українського письменства в старшій школі.
Структуровано конститутивні риси великих стилів, сформульовано теоретико-
літературні поняття для шкільної практики, окреслено ефективні методи і
прийоми в їх спрямованості на засвоєння знань про різностильові художні
парадигми, схарактеризовано різновиди уроку дослідження художнього твору
як явища літературного напряму, розроблено види усного й писемного
мовлення, дослідницьку літературно-краєзнавчу діяльність під час вивчення
різностильових творів української літератури. Розкрито сутність
великостильової літературної компетентності, спрямованої на формування
естетичних орієнтирів у літературно-мистецькому просторі, осмислення
художнього образу світу. Змодельовано методику шкільного вивчення
реалізму, імпресіонізму, експресіонізму, символізму, футуризму, сюрреалізму,
постмодернізму.
Результати експерименту засвідчили високий рівень сформованості в
старшокласників великостильової літературної компетентності: набуття ними
стійких орієнтирів у мистецтві слова; зацікавлення різностильовими художніми
творами; засвоєння духовних цінностей, виражених естетичними категоріями
великих стилів; зростання творчого потенціалу особистості учня.
В диссертационном исследовании представлена теоретически
обоснованная и экспериментально проверенная система изучения
художественных направлений украинской литературы в старшей школе.
Моделирование учебно-методического комплекса предусматривает
формирование у старшеклассников эстетического опыта восприятия произведений разных литературных направлений; развитие эстетического
чувства, способности учеников понимать красоту, выраженную средствами
разных художественных стилей; вырабатывание эстетических вкусов, умений
оценивать литературные произведения через призму художественных
критериев направлений искусства; стимулирование эстетических потребностей,
необходимости проведения диалога с прекрасным в многообразии его стилевых
проявлений.
Методика изучения литературных направлений включает
содержательный компонент (систему теоретико-литературных знаний,
необходимых для понимания произведений разных стилей); методически-
технологический компонент (этапы усвоения эстетики литературных
направлений, методы и приемы их изучения, инновационные типы уроков
исследования художественного произведения как явления литературного
направления, задания для внеклассного чтения, развития речи, изучения
литературы родного края). Эффективность разработанной методики
проверялась уровнем развития компетентности старшеклассников в области
литературных направлений и определялась способностями воспринимать
художественный образ мира.
Специфика стилей литературных направлений обусловила
оригинальность методики их изучения. Акцентирование аналитичности и
объективности реализма позволило активизировать осмысление
старшеклассниками исторических процессов, общественных проблем, типажей
образов в реалистических произведениях, принципов точного и детального
изображения реалистического творчества. Сосредоточенность на эстетике
впечатлений импрессионизма обусловила сравнительное изучение
литературной и живописной импрессии, языка живописи в литературе,
эстетическое выражение собственных впечатлений учеников. Наблюдение
художественной экспрессии помогло старшеклассникам почувствовать глубину
и силу эстетического выражения колоссальных эмоций в литературе и
киноискусстве, научиться художественно выражать эмоции. Необходимым
условием изучения символизма является активизация интуиции учеников, с
помощью которой они приближаются к пониманию многозначности
абстрактных образов, суггестивной эстетики, чувства музыки в литературе.
Изучение футуризма требует особого внимания к творческим экспериментам
писателей, осознания их разрыва с традициями, увлечения механической
красотой, что осмысливалось старшеклассниками в процессе исследования
мировоззрения футуристов, выраженного в манифестах, а потом ознакомления
с их произведениями. Изучение сюрреализма направлено на эмоциональное
восприятие учениками удивительного в художественном произведении и
понимание визионерского типа творчества, что предполагает толкование
неожиданных парадоксальных образов, сложного сплетения метафор. Изучение
постмодернизма моделируется на принципах эстетической игры, обоснованных
теоретиками направления, поэтому вектор читательской деятельности
направляется на ироническое осмысление содержания произведения,
объяснение интертекстуальности в различных искусствах. Результаты эксперимента показали высокий уровень компетентности
старшеклассников в области литературных направлений: формирование
устойчивых ориентиров в искусстве слова; интерес к художественным
произведениям разных стилей; усвоение духовных ценностей, выраженных
эстетическими категориями литературных стилей; рост творческого потенциала
личности ученика.
The research is the first to interpret the theoretical and methodological
principles of studying literary movements of the Ukrainian literature in senior
secondary schools. The author frames the constitutive features of artistic styles,
formulates the theoretical and literary concepts for school teaching, analyses the
methods orientated to acquire knowledge of varied style paradigms, characterizes
different ways of class learning of a literary work as the phenomenon of a literary
movement, develops the types of oral and the written speech, literary and regional
studies of different styles of the Ukrainian literature. The research work defines the
essence of literary competence in the field of literary movements. This competence is
aimed at forming aesthetic values in literary art, the awareness of the artistic image of
the world. The methodology for studying realism, impressionism, expressionism,
symbolism, futurism, surrealism, postmodernism has been developed.
The results of the experiment show the high level of competence in senior
pupils in terms of literary movements: their acquisition of stable benchmarks in the
art of speech; their interest in artistic works of different styles; the assimilation of
spiritual values expressed in aesthetic categories of literary styles; the growth of
creative potential of student's personality.