Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічному
аналізу процесу становлення та розвитку навчальної книги для розумово
відсталих дітей в Україні. Виділені та обґрунтовані етапи розвитку навчальної
книги для дітей з інтелектуальними порушеннями в Україні.
Визначено суспільно-політичні, соціально-економічні та організаційно-
педагогічні чинники, що впливали на процес теорії і практики становлення та
розвитку спеціального шкільного підручника. Висвітлені суперечності й
особливості розвитку змісту шкільних підручників у визначених етапахта
перспективні шляхи їх подальшого вдосконалення. З’ясована інноваційна роль
українських дефектологів у становленні та розвиткові підручників для допоміжної
школи.
Диссертационное исследование посвящено целостному историко-
педагогическому анализу процесса становления и развития учебной книги для умственно отсталых детей в Украине с 1917 по 2000 годы. В работе
охарактеризованы базовые понятия исследования: «учебник», «функции
учебника», «структура учебника», осуществлен историографический анализ
учебников в выделенные периоды.
Фундаментальным понятием проблемы является категория «учебник» - вид
учебной литературы, предназначенный для презентации знаний и видов
деятельности по конкретному учебному предмету в соответствии с
государственным стандартом образования, требованием учебной программы с
учетом особенностей предмета, типа школы, возрастных и интеллектуальных
особенностей учеников.
Проанализирован процесс становления и развития учебных книг для детей с
интеллектуальными нарушениями, последовательность которых связана с
реформированием системы специальной педагогики, разработкой концепций
теоретико-методологических основ обучения и воспитания детей с
интеллектуальными нарушениями, изменениями организационно-педагогических
и научно-педагогических аспектов.
Выделены и научно обоснованы этапы развития учебной книги для детей с
интеллектуальными нарушениями в Украине.
Первый этап (1929-1941 гг.) – этап начального становления учебников для
вспомогательных школ. Это стадия научного поиска взвешенных подходов к
разработке содержания школьных учебников для детей с интеллектуальными
нарушениями.
Второй этап (1943-1960 гг.) – этап интенсификации процесса обеспечения
вспомогательного обучения специальными учебниками. Основными тенденциями
этапа были усиление коррекционной направленности содержания учебника,
конкретизация требований к объему знаний и умений учащихся вспомогательной
школы.
Третий этап (1960-1990 гг.) – этап развития научно-методических основ
разработки учебников для вспомогательных школ. Особое внимание уделялось
методическим экспериментальным поискам, направленным на
совершенствование содержания специальных школьных учебников, определение
коррекционной направленности заданий в них.
Четвертый этап (1990-2000 гг.) – современный этап развития специального
учебника в независимой Украине. Охарактеризованы перспективы развития,
выяснены особенности содержания учебных книг для детей с интеллектуальными
нарушениями и определены пути их дальнейшего совершенствования.
На каждом этапе определены факторы, которые оказывали влияние на
развитие учебной книги для детей с интеллектуальными нарушениями. Показана
важность изучения и отслежена динамика развития учебников для детей с
интеллектуальными нарушениями в зависимости от отображения в их
компонентах требований к реализации основного для олигофренопедагогики
принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса для
усиления развития и социализации личности ученика.
Выявлены тенденции, особенности и противоречия развития содержания
учебников в выделенные периоды. Освещен вклад украинских дефектологов – авторов учебников, которые внесли особенно значительный вклад в становление
и развитие специальных учебников для детей с интеллектуальными нарушениями.
The dissertation is devoted to a comprehensive historical and pedagogical
analysis of the process of formation and development of a textbook for mentally
retarded children in Ukraine. The stages of the development of a textbook for children
with intellectual disabilities in Ukraine have been identified and substantiated.
Socio-political, socio-economic and organizational-pedagogical factors that
influenced the process of theory and practice of formation and development of a special
school textbook were determined. The contradictions and peculiarities of the
development of the content of school textbooks in certain stages and prospective ways
of their further improvement are highlighted. The innovative role of Ukrainian
defectologists in the formation and development of textbooks for the auxiliary school is
determined.