Дисертація містить аналіз змісту та методичного забезпечення підготовки учителя трудового навчання у вищих педагогічних закладах до самоосвіти. У роботі обґрунтовано методичну систему підготовки учителя трудового навчання до самоосвітньої діяльності, визначені показники та рівні цієї готовності, експериментально перевірено ефективність розробленої методичної системи.
В дослідженні виконаний аналіз стану готовності майбутніх учителів трудового навчання до самоосвітньої діяльності. На підставі цього аналізу зроблено висновок про недостатній стан самоосвітньої підготовки учителя трудового навчання.
Описані можливості навчально-технічної літератури як джерела самоосвітньої діяльності студентів.
Диссертация посвящена проблеме подготовки будущих учителей трудового обучения к самообразованию как неотъемлемой части их профессиональной деятельности. Она содержит описание средств и методического обеспечения этой подготовки.
На основе психолого-педагогической, философской, методической литературы в работе рассмотрены понятия "самообразование", "самообразовательная деятельность", "самостоятельность". Определено их содержание.
Определены мотивы и критерии самообразовательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, а также уровни ее развития.
Выделено четыре группы мотивов: широкие социальные мотивы, которые вызываются необходимостью определения своей социальной позиции, жизненных планов, своей будущей профессии; движущие силы познавательного интереса, непосредственно не связанные с жизненными планами; стремление к самосовершенствованию (развитие своих способностей, воспитание характера); желание студента переводить на более высокий уровень те виды деятельности, в которые он включается.
Выявлено, что структура мотивационной сферы студентов иная, чем у учеников общеобразовательных школ.
Наиболее характерным для студентов есть самообразование, связанное с их будущей профессией, тогда как этот вид самообразования у учащихся школ представлен очень редко.
Для диагностирования уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы разработан комплексный критерий, состоящий из трех составляющих.
Критерий первый – степень развития мотивации, показателями которого есть ценностные ориентации, творческая поисковая позиция, развитые познавательные интересы и способности, самостоятельный стиль мышления, потребность в постоянном обновлении знаний, целесообразность деятельности.
Критерий второй – степень овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми и достаточными для организации самостоятельной учебной работы.
Критерий третий – степень развития самостоятельности, инициативы, ответственности и активности.
На основании этих критериев выделено три уровня самообразовательной деятельности.
Первый уровень (низкий). Это, по сути, еще не целенаправленная самообразовательная работа, а часто случайная деятельность для удовлетворения не очень устойчивого интереса. Она характеризуется диффузностью.
На втором уровне (среднем) самообразовательная деятельность студентов превращается в самостоятельную, имеющую свои цели, задачи, содержание и организацию.
Третий уровень (высокий) характеризуется четкостью, действенностью, реальностью целей. Студент, умеет оценивать свои возможности и соответственно с ними определять задачи своей деятельности.
В исследовании дан анализ состояния готовности будущих учителей трудового обучения к самообразовательной деятельности, который позволил сделать вывод о недостаточной самообразовательной подготовке учителя трудового обучения.
Описаны возможности учебно-технической литературы как источника самообразовательной деятельности студентов.
Проведен педагогический эксперимент, в котором была доказана эффективность разработанной методики использования учебно-технической литературы для подготовки студентов к самообразовательной деятельности.
The analysis of the contents and methodical maintenance of labour teacher’s training at higher educational establishments to self-education are contained in the dissertation. The methodical system of labour teacher’s training to self-educational activity is grounded, models and levels of these training results are determined, the effectiveness of the developed methodical system is experimentally examined.
The analysis of the state of readiness of future labour teachers training to self-educational activity is made in the investigation. On the results of this analysis the conclusion about insufficient state of self-educational training of labour teachers is made.
The possibilities of educational and technical literature as a source of student’s self-educational activity are described.