Дисертаційне дослідження присвячене проблемі обґрунтування змісту та
удосконаленню методики викладання розділу “Електротехнічні роботи” в учнів 5 – 9 класів
загальноосвітніх шкіл у процесі трудового навчання.
У дисертації доведено, що підготовка учнів до виконання електротехнічних робіт
буде ефективною, якщо в основу навчального матеріалу покладено базовий мінімум
теоретичних знань та практичних умінь, відібраних відповідно до знань і вмінь спеціалістів
електротехнічної галузі та завдань трудового навчання.
Для формування електротехнічних понять, умінь і навичок потрібна науково
обґрунтована система вправ, проблемних завдань, демонстраційних дослідів. Цей комплекс
засобів наочності допомагає активізувати навчання школярів, розвиває їхні розумові
здібності та інтелектуальні вміння, позитивно змінює ставлення учнів до вивчення
навчального матеріалу.
Усі положення теоретично обґрунтовані та експериментально перевірені в процесі
навчання. Результати педагогічного експерименту підтвердили ефективність
запропонованої методики викладання розділу “Електротехнічні роботи”.
Диссертация посвящена проблеме обоснования содержания и совершенствования
методики преподавания раздела “Электротехнические работы” в 5 – 9 классах
общеобразовательной школы в процессе трудового обучения.
Переход Украины к новой демократической системе и связанные с этим процессом
социально-экономические преобразования требуют, соответственно, определѐнных
изменений в жизнедеятельности общества. В нынешних условиях возникла необходимость
реагировать на потребности рынка труда, приспосабливаться к социальным,
экономическим, культурным изменениям в стране. Такие действия оказывают влияние и на
систему образования. Перед школой стоит задача обеспечить необходимую реформу
структуры и содержания общего среднего образования и направить еѐ на воспитание
свободной, творческой личности.
Немаловажная роль в этом процессе принадлежит трудовому обучению.
Одним из важных разделов предмета “Трудовое обучение” является раздел
“Электротехнические работы”. Несмотря на то, что этот раздел изучается до преподавания
физики, он очень важен, потому что подготавливает учащихся к повседневной жизни,
развивает воображение, абстрактное мышление, умение прогнозировать, заниматься
рационализаторской и исследовательской работой.
Кроме того, в процессе изучения электротехнических понятий и приобретения
умений учащиеся знакомятся с различными отраслями энергетики, инженерными и
рабочими профессиями этой отрасли. Как показало исследование, это помогает
формированию устойчивого интереса к профессиям электротехнического направления.
В диссертации доказано, что подготовка учащихся к выполнению
электротехнических работ будет эффективной, если в основу обучающего материала
положить базовый минимум теоретических знаний и практических умений, отобранных из
квалификационных характеристик специалистов электротехнической отрасли.
Саму же подготовку необходимо начинать с 5 класса, так как учащиеся в быту
постоянно пользуются электрической техникой, оперируют различными электрическими
понятиями, такими как: “электрический ток”, “напряжение”, “сопротивление” и др.
Поэтому объективно возникает настоятельная необходимость в формировании у учащихся
электротехнических понятий и умений.
Как показало исследование, для формирования электротехнических понятий нужна
чѐтко спланированная система методических средств, направленных на активизацию
познавательной деятельности, которая заключается в использовании ассоциаций, аналогий,
жизненного опыта учащихся, межпредметных связей, выполнения упражнений,
проблемных заданий и демонстрационных опытов. Этот комплекс средств помогает
активизации обучения школьников, развивает их способности и интеллектуальные умения,
повышает уровень усвоения знаний.
Формирование электротехнических умений и навыков должно происходить на
основе знаний, полученных при формировании понятий, с широким использованием
дидактически обоснованных упражнений, технических средств обучения и контроля
качества выполнения трудовых операций.
Обучение школьников электротехническим работам можно разделить на два
периода: 1) 5 – 6 классы; 2) 7 – 9 классы.
Первый период (5–6 класс) ориентирован на операционно-предметную систему, с
выходом в 6 классе на предметно-операционную. Обусловлено это тем, что учащиеся
сначала должны научиться определѐнным операциям и только после этого изготавливать
программные изделия.
В 7–9 классах преобладают элементы проблемно-аналитической или
конструкторско-технологической системы преподавания, так как во время обучения
учащиеся этих классов работают с готовыми изделиями (выполняют ремонтные работы,
обсуждают дизайн электроприборов и удобство их в использовании).
В процессе оценки электротехнических умений и навыков нецелесообразно
использовать критерии, характерные для других разделов трудового обучения, потому что
в электротехнических работах оценивается безопасность прибора при использовании и его
функциональность – способность работать по назначению.
Все положения теоретически обоснованы и экспериментально проверены в ходе
обучения. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность
предложенной методики преподавания раздела “Электротехнические работы”.
The dissertation is deals with a problem of teaching methods improvement of “Electrical
works” in the labour training process of the pupils in the 5-9 forms in secondary schools.
It has been shown, that for the effective training of electrical works, it is necessary to use
the teaching material on the basis minimum with theoretical knowledge and practical skills by
electrical branch specialists. The forming of electric notions needs the efficient planned system of
exercises, problem tasks and demonstrating experiments. This complex of methods helps to brisk
up pupils’ education, develops their abilities and intellectual skills, makes positive changes in
pupils’ attitude to learning process.
All principles are valid theoretically grounded and experimentally verified during
education process.
The results of pedagogical experiment corroborated the effectiveness of the offered
methodic in teaching “Electrical works”.