Дисертація присвячена теоретичному обгрунтуванню та практичній реалізації вимог науково-технічного прогресу з підготовки висококваліфікованих спеціалістів із розвиненим технічним мисленням, спроможних вирішувати складні виробничі завдання.
У дисертації визначено та теоретично обгрунтовано дидактичні умови які сприяють розвитку технічного мислення студентів на заняттях креслення. На основі дидактичних умов розроблені засоби з розвитку технічного мислення: комплекс конструктивно-технічних задач, який сприяє актуалізації знань та їх переусвідомленню, збагаченню раніш опанованих знань новим змістом; матричний аналіз зображень - узагальнення навчального матеріалу, яке передбачає активізацію мислительної діяльності студентів при розв'язуванні висунутої проблеми. Розроблені показники та рівні сформованості технічного мислення студентів у процесі графічної діяльності в основу яких покладено результативність розв'язування конструктивно-технічних задач та здатність до здійснення мислительних операцій в процесі графічної діяльності.
Основний зміст дисертації викладено у 7 публікаціях.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и практической реализации требований научно-технического прогресса к подготовке высококвалифицированных специалистов с развитым техническим мышлением, способных решать сложные производственные задачи. Исследования подтверждают, что в современных условиях одним из основных показателей профессиональной подготовки для большинства профессий должна быть не только сумма знаний и умений, а и способности мыслить. Таким образом, чем выше будет уровень образования, техническое мышление, тем успешнее выпускники высших учебных заведений смогут осваивать новые специальности на производстве.
В диссертации раскрыта сущность и определены характерные особенности технического мышления. На основе их определены пути развития технического мышления в процессе графической деятельности на занятиях черчения.
Определены и теоретически обоснованы дидактические условия, которые способствуют развитию технического мышления студентов на занятиях черчения: профессиональная компетентность и технический интеллект преподавателя; осознание и готовность преподавателя к осуществлению развития технического мышления студентов на занятиях черчения; в) привлечение студентов к активной мыслительной деятельности в процессе выполнения конструктивно-технических и творческих задач; г) направленность содержания обучения на творческий поиск решения графических задач.
На основе дидактических условий разработаны средства, которые способствуют развитию технического мышления в процессе графической деятельности, в частности комплекс конструктивно-технических задач и анализ обобщения учебного материала. Анализ содержания учебной литературы, графической деятельности по разным видам работ дал возможность нами выделить пять видов задач, которые особенно способствуют развитию технического мышления: задачи на моделирование (абстрактное, аналоговое, физическое); задачи на "комбинаторику" (конструирование и переконструирование: конструирование деталей с использованием наглядных изображений простых элементов и по техническим условиям; конструирование изделия по технической характеристике и чертежам отдельных деталей; конструирование по техническим условиям, совершенствование конструкции на основе анализа прототипа); технологические задачи; информационно-поисковые задачи; творческие задачи.
Важным моментом в диссертационной работе стала объективная оценка уровня технического мышления студентов. При проведении исследования мы пришли к выводу, что в качестве показателей технического мышления необходимо принять результативность мыслительной деятельности, связанной с графическими и техническими знаниями.
Разработаны критерии дифференциации студентов по уровням технического мышления. В основу этих критериев была положена результативность решения конструктивно-технических задач, способность студентов осуществлять мыслительные операции в процессе графической деятельности.
Результаты экспериментальных материалов подтвердили, что систематическое решение студентами конструктивно-технических задач по предложенной нами методике (в ее основу положена разработанная классификация конструктивно-технических задач) способствует значительному развитию технического мышления и формированию графических умений.
Основное содержание диссертации изложено в 7 публикациях автора.
The Master's thesis is devoted to the theoretical comprehension and to the practical realization of the scientific and technical progress demands concerning the instruction of the highly qualified specialists with the developed technical thinking who are able to solve the complicated production problems.
The thesis deals with the theoretical comprehension of the didactic conditions which contribute to the development of the students' technical thinking at the mechanical drawing lessons. The combination of the constructive and technical tasks including the means of the students' technical thinking are elaborated in the thesis on the basis of the didactic conditions. This combination contributes to the knowledge actualization and its revaluation, to the enrichment of the earlier knowledge with a new content, to the hierarchical analysis of the delineation i.e. the generalization of the study stuff which supposes the actualization of the students' mental activity while solving the problem. The indices and the levels of the development of the students' technical thinking are elaborated in the thesis. These indices are based upon the effectiveness of the solution of the constructive and technical problems and the ability to realize the mental operation in the process of the graphic activity
The main content of the thesis is put in 7 articles.