В дисертації дається об’єктивний цілісний аналіз педагогічних поглядів і концепцій
В.Сухомлинського і С.Френе у їх зіставленні та порівнянні з виділенням спільних та відмінних рис.
Проведений порівняльний аналіз підтверджує положення про те, що В. Сухомлинський і
С.Френе є представниками відповідно течій “педагогіки серця” і “прагматичної” педагогіки, яка
викристалізувалася у так звану “френопедагогіку”. В даному дослідженні зроблено висновок про те,
що основні положення педагогічних концепцій В.Сухомлинського і С.Френе реалізуються в
сучасній освітній практиці згідно з принципом природовідповідності навчання і виховання з опорою
на працю як основу людського буття з урахуванням загальнолюдських цінностей у поєднанні з
основними ціннісними положеннями народної педагогіки за умови демократизації та гуманізації
взаємин між вчителем і учнем та розширення сфери нетрадиційних форм і методів навчання.
Методом описово-компаративного аналізу здійснено зіставлення основних етапів життєвого шляху
та наукових біографій В.Сухомлинського і С.Френе, філософії виховання, шляхи популяризації
їхніх виховних ідей на батьківщині та у світовому освітньому просторі, визначено спільне та
відмінне у їхніх педагогічних поглядах, описано педагогічні технології та напрями і шляхи
реалізації педагогічних ідей В.Сухомлинського і С.Френе в сучасній школі України.
В диссертации представлено сопоставление и сравнительный анализ педагогических идей и
теоретических концепций, положенных в основу моделей воспитания, разработанных
В.Сухомлинским и С.Френе, а также очерчены направления их реализации в современной школе
Украины. Проведено систематическое описание основных фактов, отображающих главные этапы
жизненного пути и научного поиска В.Сухомлинского и С.Френе, философские и социальные
основы формирования их педагогического кредо и распространение воспитательных идей
украинского и французского педагогов в мировом образовательном пространстве. Выявлены общие
и отличительные черты педагогических взглядов В.Сухомлинского и С.Френе , а также
приоритетные направления развития и функционирования их педагогических технологий с
определением путей реализации педагогических идей В.Сухомлинского и С.Френе в
воспитательном процессе современной школы Украины.
В диссертации дан объективный целостный анализ педагогических взглядов и концепций
В.Сухомлинского и С.Френе в их сопоставлении и сравнении с выделением общих и отличительных
черт. В научное обращение введены труды С.Френе, ранее не переводившиеся на украинский и
русский языки.
Проведенный компаративный анализ подтверждает положение о том, что
В.Сухомлинский и С.Френе являются представителями соответственно “педагогики сердца” и
прагматической педагогики, которая выкристализовалась в так называемую “френопедагогику”.
Они являются яркими самобытными личностями в педагогической науке Украины и Франции.
Рассмотренный историко-архивный фактический материал дает основания утверждать, что
В.Сухомлинский и С.Френе стали творцами реформаторских педагогических концепций, в которых
в результате компаративного анализа выявлено значительное количество общих черт при наличии
некоторых принципиальных различий.
В работе сделан вывод о том, что реализацию основных положений педагогических
концепций В.Сухомлинского и С.Френе в современной образовательной практике находим в
20
воплощении принципа природосоответствия обучения и воспитания; опоре на труд как основу
человеческого бытия; определении общечеловеческих ценностей в сочетании с основными
ценностными положениями народной педагогики; демократизации и гуманизации отношений
между учителем и учеником; повышении роли ученической молодежи; расширении сферы
нетрадиционных форм и методов обучения.
Сопоставление научно-педагогического наследия выдающегося украинского педагога
В.Сухомлинского и известного французского учителя- новатора С.Френе осуществлялось методом
описательно- компаративного анализа в соответствии со следующими параметрами:
- основные этапы жизненного пути и научных биографий;
- философия воспитания;
- популяризация воспитательных идей на родине и в мировом образовательном
пространстве;
- общее и отличительное в педагогических взглядах;
- педагогические технологии;
- направления и пути реализации педагогических идей в современной школе Украины.
Сравнение основных этапов жизненного пути и научных биографий исходило из того факта,
что формирование личностей педагогов происходило в разных странах, при разном общественном
строе, в разных временных рамках, что, однако, не помешало вычленить значительное количество
общих черт в генезисе их педагогического становления и развития научно-педагогических взглядов.
Рассмотрение философских основ педагогических концепций В.Сухомлинского и С.Френе
засвидетельствовало общность их отношения к природе как основному фактору и способу
воспитания, а также социальной среде, в которой формируется юная личность; признание ведущей
роли народной педагогики, являющейся источником вечных ценностей человечества.
Анализ направлений популяризации и распространения педагогических идей
В.Сухомлинского и С.Френе как у них на родине, так и в мировом образовательном пространстве
позволяет очертить широкие масштабы распространения их педагогического наследия.
Сравнительный анализ целей воспитания позволяет сделать вывод о том, что они полностью
совпадают, поскольку состоят в формировании всесторонне развитой личности ребенка в
рационально организованном обществе.
Сопоставление и сравнение составных частей педагогических технологий В.Сухомлинского
и С.Френе привело к выделению комплекса приемов и методов для свободной экспрессии ребенка.
В работе сделан вывод о том, что реализацию основных положений педагогических концепций
В.Сухомлинского и С.Френе в современной образовательной практике находим в воплощении
принципа природосоответствия, обучения и воспитания с опорой на труд как основу человеческого
бытия с учетом общечеловеческих ценностей и основных ценностных положений народной
педагогики при условии демократизации и гуманизации взаимоотношений между учителем и
учеником и расширения сферы нетрадиционных форм и методов обучения.
The thesis thoroughly analyzes pedagogical views and concepts of V. Sukhomlynsky and C.
Freinet in comparison with their similarities and distinctions being defined.
The accomplished comparative analysis proves the idea of V.Sukhomlynsky and C.Freinet being
representatives of heart pedagogics and pragmatic pedagogics, which has been transformed into Freinet’s
pedagogics. This research concludes that basic ideas of Sukhomlynsky’s and Freinet’s concepts are realized
in contemporary educational practice in accordance with the principle of natural education and upbringing
based on labour as fundamentals of human being considering universal human values combined with basic
ideas of folk pedagogics on condition that teacher – pupil interaction is democratic and human while the
sphere of non-traditional forms and teaching methods broadens in scope.Using the method of
descriptive-comparative analysis the research makes comparison of V.Sukhomlynsky’s and C.Freinet’s
basic stages of lives and scientific biographies, their philosophy of upbringing and spreading their ideas in
their Motherlands and in the world educational sphere, defines the similarity and distinctions in their
pedagogical views, describes their educational technologies as well as trends and ways of putting into
practice V.Sukhomlynsky’s and C.Freinet’s pedagogical ideas in contemporary school of Ukraine.