В дисертації досліджено проблему загальнотехнічної освіти учнів початкової школи
в сучасній Польщі, переглянуто методологію освітніх завдань, удосконалено зміст та
технології навчання предмету "техніка". Науково-обгрунтованим підгрунтям розробки
технологізованих моделей навчання є авторська інтеграційно-варіативна концепція
загальнотехнічної освіти в початковій школі. Визначено принципи та критерії
конструювання змісту навчання, які розглядаються в дослідженні як проектні норми.
Показано, що спроектований зміст розкриває нові широкі можливості впливу на розвиток
дитини, де техніка виступає атрибутивним складником загального навчання. Основні
результати дослідження можуть бути застосовані у загальноосвітній школі, у вищих
педагогічних навчальних закладах, при написанні навчальних та методичних посібників,
при підвищенні кваліфікації вчителів.
В диссертации исследована проблема общетехнического образования учащихся
начальной школы в современной Польше, пересмотрена методология образовательных
задач, усовершенствованы содержание и методы обучения предмету "техника". Научной
основой разработки технологизированных моделей обучения является авторская
интегративно-вариативная концепция общетехнического образования в начальной школе.
Определены принципы и критерии конструирования содержания обучения, которые
рассматриваются в исследовании как проектные нормы. Показано, что спроектированное
содержание раскрывает широкие возможности для влияния на развитие ребенка, при
котором техника выступает атрибутивной составляющей общего образования. Объектом
исследования является учебно-воспитательный процесс в младших классах
общеобразовательной школы Польши, предмет исследования - закономерности
проектирования процесса обучения предмету "Техника" в 1-3 классах
общеобразовательной школы Польши. Целью исследования является обеспечение
научного обоснования содержания интегрированной области "Общетехническое
образование", а также его эффективной реализации в 1-3 классах общеобразовательной
школы.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в определении
ведущих концептуальных направлений общетехнического образования в национальных
образовательных системах европейских стран. Доказано, что в условиях современного
научно-технического прогресса общетехническая подготовка является органическим
компонентом общего, а не только профессионального образования, показано, что
общеобразовательная сущность общетехнической подготовки проявляется только при
условии тесной связи природных, общественных и технических закономерностей и соответствующих знаний. Определены и проверены на практике эффективные варианты
структурирования содержания общетехнической подготовки как образовательной области,
научно обосновано содержание общетехнического образования в младшей школе,
разработаны соответствующие критерии и принципы, интегративно-вариативная
концепция общетехнического образования в начальной школе. Осуществлен новый подход
к определению задач и сущности общетехнического образования в школе как
эффективного способа развития личности учащихся 1-3 классов; определены
целесообразные формы интеграции различных образовательных областей и доказана их
эффективность, обосновано определение понятия "общетехническое образование" в
условиях современного научно-технического прогресса, доказана возможность и
целесообразность интеграции знаний из разных образовательных областей в младшей
школе. Разработанная автором интегративно-вариативная концепция области
"Общетехническое образование в 1-3 классах начальной школы" дает возможность научно
обосновать принципы и критерии создания программ общетехнического обучения как
проектные нормы и апробировать содержание обучения предмету "Техника" и
соответствующие технологии, предложить модели технологизации, экспериментально
проверить учебную эффективность и развивающе-дидактический потенциал виделенных
моделей, а именно интеграции репродуктивной и творческой деятельности, комплексного
подхода, метода проектов. Показаны существенные интеграционные возможности
предмета "Техника", на содержание которого при проектировании проецируются научные
знания по физике, химии, информатике и другим наукам, что преобразовывает этот
предмет в своеобразное интегративное средство эффективного овладения в средней и
старшей школе соответствующими учебными предметами.
Теоретически и экспериментально проверены предложенные дидактические
закономерности реализации обучения технике в рамках принципов обучения как процесса,
принципов, которые отражают основы областей наук и принципов практической
деятельности. Теоретическое значение работы состоит также в разработке оригинальных
критериев сравнительного анализа разных национальных обарзовательных систем в
Европе и, в частности, общетехнического образования, в результате чего обоснована и
создана образовательная карта Европы.
Практическое значение исследования состоит в том, что на основе
спроектированного автором содержания общетехнического обучения в младшей школе и
соответствующих технологий созданы систематические вариативные программы предмета
"Техника". Практическое значение свидетельствует, что созданная авторская
интегративно-вариативная концепция усовершенствует общетехническую подготовку
учащихся 1-3 классов. Разработанное и структурированное содержание обучения предмету
"Техника" воплощено в программе обучения, которая содержит пять взаимосвязанных
разделов: техника вокруг нас, предупреждение опасности, практическая техническая
деятельность, элементы культуры труда, профессиональная активность человека.
The dissertation deals with the problem of general technical education of primary school
pupils of Poland nowadays. Methodology of instructional tasks is revised, the contents of
instruction and instructional technologies are improved. The scientific grounds underlying
development of technology-based instruction models include the athor's integrating and
variating conception of general technical educution in primary school. Elicited are the principles
and criteria used for devising of the contents of instruction; theses are being consided in the thesis
as design norms. The design contents of instruction is proved to have good purspects in terms of
effecting pupils' development, technical faciluties being attributive constituent of general
education. The results of the research can be used in the work of schools for general education, in
training prospective schools teachers, in improving teachers of this educational level, in the
elaboration of methodological guides.