Дисертацію присвячено теоретичному обґрунтуванню та розробці конкретних методик використання комп’ютера як засобу організації навчально-пізнавальної діяльності учнів на уроках історії.
Проаналізовано стан комп’ютерного навчання, якість існуючих комп’ютерних програм з історії. В
роботі визначено місце комп’ютера серед інших, зокрема технічних, засобів навчання. Визначені
основні вимоги, якім повинна відповідати комп’ютерна програма з історії. Розроблені багаторівневі
критерії оцінювання результатів навчально-пізнавальної діяльності учнів. Розроблена та апробована
авторська навчальна програма з історії “Історія Стародавнього світу. Стародавній Рим”, а також
методика використання комп’ютера як засобу навчання з використанням авторської програми.
Диссертация посвящена вопросам теории и практики использования компьютера как средства
учебно-познавательной деятельности на уроках истории. Рассматриваются общие основные положения теории познания.
Автором детально изучено и проанализировано понятие учебно-познавательной деятельности, в
частности ее организация и возможности повышения еe эффективности на уроках истории. Определена роль средств обучения в курсе истории, а также место компьютера как высокоинформационного и высокотехнологичного средства обучения. Проведен анализ состояния уровня компьютеризации
в массовой практике обучения, а также использования компьютеров в качестве средства обучения.
Проанализировано состояние существующих в Украине компьютерных программ и сопроводительного методического обеспечения.
Разработаны основные критерии создания электронной компьютерной программы учебного
назначения. Создана авторская программа по курсу истории 6 класса “История Древнего мира.
Древний Рим” и разработана методика ее применения. До начала экспериментальной апробации методики использования компьютера как средства организации учебно-познавательной деятельности были
определены показатели и уровни, а также разработаны критерии оценки уровней развития учебно-познавательной деятельности учеников, как с количественной так и с качественной стороны приобретенных знаний, умений и навыков.
В диссертации разработаны различные формы и методы применения компьютера, оснащенного
обучающими программами на уроках разных типов. Опытно-экспериментальная работа показала, что
учебно-познавательная деятельность школьников на уроках истории с использованием компьютера
может быть организована в нескольких формах:
1. Групповой, когда в соответствии с представленной методикой эксперимента ученики разделяются на группы, в каждой группе распределяются роли и ответ готовится всей группой в коллективном взаимодействии – максимальная самостоятельность учебно-познавательной деятельности на уроке.
2. Частично-групповой: при этом ученики разбивались на группы по количеству компьютеров,
основная роль при организации учебно-познавательной деятельности отводится учителю. Но при
этом предполагался самостоятельный подбор материала учениками по качеству и количеству, работа с дополнительными и индивидуальными заданиями – ограниченная самостоятельность в организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
3. Традиционной фронтальной: ученики работают всем классом вместе с учителем по его плану
их самостоятельность при этом очень низкая.
Результат экспериментального обучения зависел от уровня развития ученика: наиболее высокие показатели были достигнуты при работе со средними и слабыми учениками, это объясняется повышением
мотивационного компонента процесса обучения (предмет стал более динамичным, ярким, “живым” - что
пробудило к нему интерес), с сильными учениками прогресс был также очевиден, но показатели динамики уровней развития несколько ниже, что можно объяснить тем, что у них уже был сформирован
устойчивый познавательный интерес, поэтому усилились только содержательный и процессуальный
компоненты процесса обучения. Результаты эксперимента показали, что использование компьютера
как средства обучения на уроках истории в 6 классе, значительно повысило все уровни различных
компонентов учебно-познавательной деятельности не зависимо от формы использования компьютера на уроке. Но при этом самые высокие показатели были достигнуты по предлагаемой автором методике
при групповой форме работы.
Thesis deals with the problems and practical employment of computer as means of students’ educational
and cognitive activities at history lessons. The condition of computer studies and the quality of computer
programs have been analyzed. The position of computer among other means of teaching and the main
demands, which the computer program on history has to keep with, have been elaborated. The author’s
teaching program on history “Ancient world history. Ancient Rome”, methods of utilization of computer as
means of teaching with the employment of the author’s program.