DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15893
Title: Дидактичні ігри під час вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах
Authors: Тополя, Лариса Василівна
Keywords: навчальна діяльність
ігрова діяльність
дидактичні ігри
вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах
учебная и игровая деятельности
дидактические игры
изучение алгебры и геометрии в 7-9-х классах
teaching activity
playing activity
didactic games
lesson of algebra and geometry (7-9 forms)
Issue Date: 2003
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Тополя Л. В. Дидактичні ігри під час вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Лариса Василівна Тополя ; наук. кер. В. О. Швець ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 19 с.
Abstract: У дисертації запропоновано науково-обґрунтовану методику проведення дидактичних ігор на уроках алгебри та геометрії в 7-9-х класах. Роботу виконано з урахуванням системи психолого-педагогічних закономірностей навчання. У дослідженні розв’язано завдання створення, організації та проведення дидактичних ігор на уроках алгебри та геометрії в 7-9-х класах на різних етапах навчально-виховного процесу з урахуванням вікових та індивідуальних особливостей підлітків.
В диссертации представлено научно обоснованную методику проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах. Роботу выполнено с учетом системы психолого-педагогических закономерностей обучения. В работе определены психолого-педагогические основы обучения математике на современном этапе построения учебно-воспитательного процесса с учетом требований современности. Значительное внимание уделено определению понятий “учебная деятельность”, “дидактическая игра”, анализу и определению ведущей деятельности ребенка при овладении социальным опытом и роли в ней игры. В исследовании дана характеристика деятельности подростка в процессе овладения социальным опытом, выделены психолого-физиологические особенности подростков, которые необходимо учитывать и которые формируются во время организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Изменение приоритетов в деятельности подростков требует от организаторов учебно-воспитательного процесса использования таких его методов и форм, которые бы способствовали самовыражению и самоутверждению подростков. Такие возможности возникают в связи с внедрением дидактических игр в учебно-воспитательный процес на уроках математики. В работе выделены аспекты классификации дидактических игр, а именно: процессуальный, управленческий и социально-психологический, представлены характеристические признаки и основные требования к организации и проведению дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах, среди которых присутствие учебной задачи, существование четко сформулированной проблемы с аргументацией цели и заданий деятельности, четкое распределение ролей среди участников игры, наличие системы стимулов, эмоциональность и динамичность процесса учебной и игровой деятельности. Исследования, проведенные в процессе эксперимента, показали, что введение дидактических игр в обучение математики – процесс многоуравневой и включает в себя концептуальный (постановка учебной задачи, выбор формы игры), операционный (типологизация учебной игры, учет игровых и учебных целей) и технический (подготовка указаний, которые должны обеспечить коректное управление учебно-игровой деятельностью учеников) уровни реализации. В ходе исследования выявлены шесть основных групп условий эффективности использования дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах: 1) условия, которые обеспечивают формирование социальной и познавательной активности как основных характеристик подростка; 2) условия, которые обеспечивают развитие самостоятельности подростка; 3) условия, которые обеспечивают развитие способности к самореализации и саморегулированию учебной деятельности во время игры; 4) условия, которые обеспечивают возможность проявления индивидуальности личности подростка; 5) условия, которые обеспечивают согласованность личных желаний подростка с социоально-полезной направленностью их деятельности; 6) условия, которые обеспечивают рациональное соединение педагогического руководства и самостоятельной деятельности подростка. В исследовании решена задача организации и проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах на разных этапах учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков а также особенностей развития общества. Работа содержит методические рекомендации и требования, касающиеся проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах на этапе изучения нового материала, формирования умений и навыков, контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Исследованы возможность и целесообразность использования компьютерных технологий в процессе проведения дидактических игр. Наиболее рациональными для использования во время проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах были программы GRAN1, GRAN-2D, GRAN-3D, DERIVE. Проведение экспериментов в среде указанных программ во время дидактической игры способствует воспитанию и развитию в учеников математической интуиции, эвристического мышления, элементарных исследовательских умений и умений оперировать образами, обеспечивает возможность для анализа зависимости между данными условиями задачи. В условиях компътерной поддержки учебно-познавательной деятельности учеников с использованием дидактических игр наиболее эффективними были игры поисково-исследовательного и творческого характера а также игры, которые требуют наглядности полученных результатов.
New scientific methods for didactic games at the lesson of algebra and geometry (7-9 forms) are given in the thesis. The thesis has been carried out considering the system of conformities in psychological and pedagogical sciences. The given scientific research covered the creations, organizational and active part of didactic games at the lesson of algebra and geometry (7-9 forms) at the different stages of educational process. All the age and individual peculiarities of students considered.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15893
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Topolyа.pdf232.86 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.