У дисертаційній роботі подаються результати теоретико-експериментального дослідження
дидактичних засад відбору змісту курсу “Педагогіка” у педагогічних училищах.
У результаті дослідження обґрунтовано особливості становлення та розвитку
професійно-педагогічної підготовки вчителів початкових класів. За допомогою аналізу існуючих
підходів до визначення змісту педагогічної підготовки в роботі пропонується новий погляд на його
педагогічну сутність. Обґрунтовано особливості відбору і структурування змісту навчального
матеріалу з педагогіки. Запропоновано модель освітньо-кваліфікаційної характеристики молодшого
спеціаліста, в основу якої покладений уміннєвий аспект підготовки фахівця, врахування вимог якої
у відборі змісту педагогічної підготовки є однією з дидактичних засад відбору навчального
матеріалу з педагогіки. Розроблено програму з педагогіки розділу “Теорія виховання”, в ході
апробації якої доведено, що її реалізація є ефективною умовою вдосконалення змісту педагогічної
підготовки студентів в умовах вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації.
В диссертационной работе поданы результаты теоретико-экспериментального исследования
оптимизации содержания педагогической подготовки студентов педучилищ.
В результате исследования обосновано особенности становления и развития
профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов. Отмечено, что
содержание образования зависит от социально-экономических, историко-культурных факторов,
общенациональных и мировых традиций.
На основе анализа историко-педагогической литературы автором выделены и
охарактеризованы этапы развития содержания профессионально-педагогической подготовки
учителей младших классов, обоснована структура педагогической подготовки студентов
педагогических училищ.
Анализируя существующие научные подходы к определению содержания педагогической
подготовки, в исследовании предлагается новый взгляд на его педагогическую сущность. В
частности, под педагогической подготовкой автором подразумевается система педагогических
знаний, умений, навыков, опыт педагогической деятельности, повторение обучающимися
известных способов педагогической деятельности, приобретение опыта исследовательской
деятельности в профессиональной педагогической сфере, формирование аксиологических основ
педагогической работы.
В профессионально-педагогической подготовке учителя начальных классов особое место
занимает педагогика как учебный предмет. Анализ программ с педагогики показал, что они
ориентировались на политические изменения в обществе, но не учитывали целенаправленность и
поэтапное формирование содержания учебного материала. Особенно это наблюдается в разделе
“Теория обучения”.
Структуирование учебного материала по педагогике представляет собой его концентрацию на
ведущие концепции, идеи, закономерности. Основой для отбора содержания образования служат
принципы, которые определяют подход к его конструированию, и критерии, которые выступали в
качестве инструментария выделения конкретного наполнения учебной информации. Автором
обосновано особенности отбора и структуирования содержания учебного материала по педагогике.
Предложена модель образовательно-квалификационной характеристики младшего специалиста,
построенная с учетом глобалистического, личностно ориентационного и деятельносного подходов.
В диссертационном исследовании автором разработана программа по педагогике раздела
“Теория воспитания”, которая включает восемь тем, что последовательно и логически
демонстрируют основные положения и идеи процесса воспитания. В ходе апробации программы
обосновано, что ее реализация – эффективное условие усовершенствования содержания
педагогической подготовки студентов педагогических училищ.
The dissertation is devoled to the ways and means in the course “Pedagogics” in the pedagogical
colleges. The author presents the theoretical – experimental research work. Peculiarittes of forming and
development of primory schools teachers are determinet in the work.
On the basic of this the author suggests the new model of educational – qualification characteristic of
the junior specialists, the foundation of which is the skilled aspect of training the teachers in dagogical
colleges. It is proved in the work the necessity of taking into consideration this fact while selecting the
contents in the course of “Pedagogics”. (“Theory of education”).
The realization of this program is proved to be as one of the effective condition of the improvement of
the improvement the pedagogical training in higher educational establishments of the I-II levels.