Захищаються концепція i наукові основи поетапної багаторічної підготовки в спортивних
єдиноборствах, що грунтуються на методології довгострокових, багатофакторних процесів,
науковій теорії педагогічного передбачення спортивного майбутнього; моделі багаторічної
підготовки (у вигляді 6-етапної, 24-річної підготовки) цільової функції підготовки i моніторингу
(оптимального управління). Розроблено зміст i структуру теорії педагогічного передбачення,
концепцію кінцевої мети навчання. Знайдено теоретичне розв’язання проблеми “ступінь освоєння
одиночного руху”, навчання всій сукупності техніки дзюдо. Розроблена i прийнята Федерацією
дзюдо України національна кваліфікаційна система КЮ i ДАНів, система зареєстрована
Європейською спілкою дзюдо i Міжнародним інститутом дзюдо “Кодокан” (Японія). Розроблена
методика прогнозування поетапної підготовки i моніторингу (оптимального управління).
Створена методика прогнозування поетапної багаторічної підготовки в спортивних
єдиноборствах, а також методика підготовки вчителів фізичного виховання, що реалізують
функції тренера-викладача базової підготовки за кольоровими поясами для шкільних секцій
дзюдо.
Защищаются результаты исследований и их концептуальное обобщение, изложенные в 47
научных работах и авторском свидетельстве на изобретение, результаты педагогического
эксперимента по индивидуальному обучению одиночной технике выполнения спортивного
приема в единоборствах, обучению и совершенствованию техники на этапах овладения высшим
мастерством, методика постановки “коронной техники“ спортсмена, методика прогнозирования
результатов выступлений спортсменов на Олимпийских играх по “функции с гибкой структурой“,
методика отбора и подготовки тренеров - преподавателей по спортивным единоборствам среди
будущих учителей физического воспитания средней школы.
Защищаются концепция и научные основы поэтапной подготовки спортсменов в
спортивных единоборствах, которые основываются: на методологии долговременных,
многофакторных процессов, научной теории педагогического предвидения спортивного будущего;
модели многолетней подготовки (в виде 6-ти этапной, 24 летней подготовки); целевой функции
подготовки и мониторинга (оптимального управления поэтапной подготовкой спортсменов в
единоборствах). Разработаны содержание и структура теории педагогического предвидения,
концепция конечной цели обучения, найдено теоретическое решение проблемы “степень освоения
одиночного движения”, обучение всей совокупности техники дзюдо. Разработана и принята
Федерацией дзюдо Украины национальная квалификационная система КЮ и ДАНов. Система
зарегистрирована Европейским союзом дзюдо и Международным институтом дзюдо “Кодокан”
(Япония).
Разработана методика прогнозирования поэтапной многолетней подготовки в спортивных
единоборствах. Методика базируется на методе прогнозирования по “функции с гибкой
структурой“. В качестве гибкой структуры рассматривается динамический ряд результатов
ретроспективных выступлений спортсменов на чемпионатах страны, престижных международных
турнирах класса “А“, чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. На базе динамического
ряда ретроспективных выступлений (за 4, 8 предыдущих лет) выстроена система рейтинговых
баллов, соответствующая занимаемым местам на соревнованиях всех уровней (от детских до
Олимпийских игр). Система рейтинговых баллов (система соревнований) приведена в
соответствие с поэтапной обобщенной подготовленностью спортсменов. Это соответствие
основано на том, что типологию спортсмена высокой квалификации формируют одни и те же
интегральные характеристики адаптации к условиям спортивной деятельности, определяемые, в
первую очередь, уровнем резервных возможностей организма спортсмена и его психической
уравновешенностью. Решающим условием для осуществления процедуры предвидения
(предсказания и прогноза) спортивного результата является качественно-количественная оценка
интегральных характеристик состояний спортсмена, основных сторон его подготовленности.
Определение психической готовности спортсмена в спортивных единоборствах при
подготовке к участию в соревнованиях вызывает значительные трудности. Это связано с
воздействием на организм единоборца стресс-факторов, как физиологических так и
психологических, ведущими из которых выступают психологические. Они создают значительную
нагрузку на психическую сферу спортсменов, что приводит к снижению результативности или
отказу от профессиональной деятельности. Переживания спортсменами психотравмирующих
ситуаций приводит к возникновению особого негативного состояния “выгорания“. “Выгорание”
относят к третьей стадии стрессового процесса (по Г. Селье – истощение). Механизм этого
процесса при условном разделении психической сферы на четыре компонента (эмоциональный,
волевой, чувственный и логический) следующий. В соревновательной деятельности первично
поражаемыми компонентами психики спортсмена выступают эмоциональный и волевой. Ранняя
диагностика феномена “выгорания” в психической сфере единоборца и профилактика данного
синдрома в периоде предсказания перспективности юного спортсмена (8-18) позволит уменьшить
отсев юных спортсменов в проблемном (переходном) периоде многолетней подготовки (18-22).
Разработана методика подготовки учителей физического воспитания, реализующих
функции тренера-преподавателя базовой подготовки по цветным поясам для школьных секций
дзюдо.
Создана теория поэтапной многолетней подготовки спортсменов, содержащая систему
знаний, которая описывает и поясняет совокупность явлений, имеющих место на определенных
этапах подготовки, и приводит выявленные для различных возрастных этапов спортивной
тренировки законы, закономерности, принципы, правила и требования к единому объединяющему
началу - спортивному результату, который выражается целевой функцией подготовки. Теория
поэтапной многолетней подготовки спортсменов построена на результатах, полученных на
эмпирическом уровне исследования отдельных составляющих ее компонентов. При построении
теории поэтапной подготовки спортсменов, полученные результаты упорядочены, вписаны в
стройную систему, объединенную общей идеей (поддержание уровня целевой функции
поэтапной подготовки), уточнены на основании введенных в теорию абстракций, обобщений и
принципов предвидения спортивного результата. Теория поэтапной подготовки спортсменов в
спортивных единоборствах отвечает трем основным условиям построения знания
(эвристичности, конструктивности и простоты). Эвристичность созданной теории выражается в
ее возможности предвидения и объяснения изучаемых явлений. В качестве предсказания из
сильного и очень сильного основания в теории выступают математический аппарат (теория
математического анализа, теория вероятности, численные методы решения математических задач,
метод Монте-Карло, Марковские процессы). Конструктивность теории обеспечивается простой,
выполненной по определенным правилам, проверкой основных ее положений, принципов и
законов. Верификация предсказания по минимально необходимому количеству рейтинговых
баллов для получения путевки на Олимпийские игры выполнена с ошибкой не более 14 %
(P<0,05). Простота теории достигается применением общих законов сокращения и сжатия
информации с помощью специальных символов, путем разработки и использования символов
записи поединков и алгоритмов расчетов в единоборствах.
At this work is protected the concept of long-term preparation in sports wrestling,
which is based on biological - optimum terms of active occupations in an elected kind of sports. At this
state program are issued the 2-nd period of preparation for Sport school, the methodology of long-term,
multifactor processes as the theory of pedagogical look ahead of the judoka’s sports future. The contents
and structure of the theory of pedagogical look ahead are developed, the concept of a ultimate goal of
tutoring, is found a theoretical solution of a problem “a degree of assimilation of single movement”,
tutoring of all kinds of judo engineering. The national qualifying system КIU and DAN is developed and
accepted by Judo Federation of Ukraine. European judo Union and International Judo Institute Kodokan
(Japan) registers the system.
The model step by step long term training is performed in Judo theory for the first time. The
model contests six stages (4-year each). The model lasts 24 years at the age of 8-32.
The look ahead theory of judoka’s sport future let plan the generalised readiness of judo
sportsmen at the different stages of the training. The structure of scientific look ahead contains
prognostication, prediction, planing, modelling and anticipation. The look ahead proceeding is executed
the same order.
This look ahead method let realise the prediction of Olympic selection 2000 with a mistake of
14 %.