DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15749
Title: Розвиток творчих здібностей учнів основної загальноосвітньої школи з конструювання та моделювання одягу на уроках трудового навчання
Authors: Шпак, Лариса Миколаївна
Keywords: структура організації
спеціальна діяльність
творчі здібності
навчально-творчий процес
художньо-конструкторська розробка одягу
структура организации
специальная деятельность
творческие способности
учебно-творческий процесс
художественно-конструкторская разработка одежды
structure of organization
special activity
creative abilities
educational and creative process
art-design development clothes
Issue Date: 1999
Publisher: Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Шпак Л. М. Розвиток творчих здібностей учнів основної загальноосвітньої школи з конструювання та моделювання одягу на уроках трудового навчання : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Лариса Миколаївна Шпак ; наук. кер. В. В. Кузьменко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 20 с.
Abstract: Дисертаційне дослідження присвячене визначенню умов формування творчих здібностей учнів 5-9 класів на уроках трудового навчання в умовах організації спеціальної навчально-творчої діяльності засобами конструювання та моделювання одягу. В дисертації розроблено структуру організації спеціальної діяльності, дано опис всіх її структурних компонентів. Визначено критерії та рівні сформованості творчих здібностей учнів, створено комплекс навчально-творчих завдань різного рівня складності відповідно індивідуальним можливостям, нахилам, ступеню підготовки учнів. Основний зміст роботи викладено в 8 публікаціях.
Диссертационное исследование посвящено определению условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроках трудового обучения в процессе специально организованной учебно-творческой деятельности средствами конструирования и моделирования одежды. Автором проведен анализ специфики проявления дидактических принципов обучения в процессе художественно-конструкторской деятельности. В диссертации разработана структура организации такой деятельности, дано описание всех ее структурных компонентов и методика развития творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения средствами конструирования и моделирования одежды. Разработанная структура специальной деятельности реализована в учебной программе, в основу которой положен тематический принцип планирования, рассчитанный на изучение материала “блоками”, что обеспечивает вариативность и гибкость обучения. Обосновано возмоможность приобщения школьников к духовной культуре народа, его гармоническому вкусу и эстетичности, так как именно в одежде человек всегда воплощал свое стремление к прекрасному, свой художественно-естетический взгяд и вкус. Установлено, что основными предпосылками успешного развития творческих способностей личности являются: интелектуальная активность, поисковая инициатива, стремление к самосовершенствованию и творчеству. В дисертации определено, что творческие способности в художественно-конструкторской деятельности могут развиваться только с 19 учетом специфики этой деятельности. Целенаправленное их развитие должно опираться на индивидуальные качества личности, на ее природные задатки, наклонности, обеспечивая самовыражение и самосовершентвование в процессе развития личности. В работе определены критерии оценивания творческих способностей, каждый из которых характеризует определенные элементы художественно-конструкторской учебно-творческой деятельности. В основу оценивания каждого критерия была положена степень проявления самостоятельности и стремления к оригинальности выполнения каждым учащимся учебно-творческого задания. Разаработан комплекс учебно-творческих заданий разного уровня сложности в соответствии с индивидуальными возможностями, наклонностями, степенью подготовленности учащихся и уровнем сформированности творческих способностей. Определены уровни сформированности творческих способностей школьников. Эти задания были связаны с основными этапами художественно-конструкторской деятельности учащихся: художественным проектированием и конструкторской разработкой модели. Экспериментально проверено влияние специально организованной деятельности на уроках трудового обучения в процессе конструкторской разработки одежды на развитие у школьников творческих способностей, а также проанализировано влияние предложенных этапов специальной деятельности на уровни сформированности творческих способностей школьников. Основное содержание работы изложено в 8 публикациях.
Thesis is devoted to determination of the ways of creative abilities of 5-9 forms pupils‟ formation at the lessons of working education in conditions of special educational- creative activities organization by the means of designing clothes. In thesis the structure of special activity organization is worked out, all its structural components are described. Criteria and levels of creative activities formation are determined, the complex of educational - creative tasks of different levels of intricacy according to pupils‟ individual abilities, inclinations and the degree of training is eloborated.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15749
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shpak.pdf224.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.