Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних аспектів розумової
працездатності хворих на невроз молодших школярів, які навчаються в умовах психоневрологічного
стаціонару.
Виявлено, що розумова працездатність дітей молодшого шкільного віку, які хворі на невроз, має
певні психологічні особливості. Встановлено, що індивідуально дозоване навчальне навантаження, що
здійснюється в процесі лікування цих дітей у психоневрологічному стаціонарі є елементом
комплексного їх лікування та сприяє відновленню працездатності. Запропоновано спосіб психолого-педагогічної оцінки відновлення працездатності, що базується на зіставленні поточних її
показників з нормативними величинами. Здійснено впровадження результатів дослідження в систему
народної освіти та охорони здоров'я Вінницької області, в роботу навчальних закладів Вінницького
вузівського центру та iн.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических аспектов умственной
работоспособности больных неврозом младших школьников, которые обучаются в условиях
психоневрологического стационара.
Обследованы дети мужского и женского пола - учащиеся первых, вторых и третьих классов
общеобразовательных школ, в возрасте 7-10 лет. Основная группа (45 чел.) - это больные неврозом
(неврастенией) дети, которые обучались во время стационарного их лечения в Винницкой областной
психоневрологической больнице (1988-1989, 1989-1990 и 1990-1991 учебные годы). Контрольная группа
(45 чел.) - больные неврозом дети, которые не обучались во время стационарного лечения в этот
период. Нормативная группа (30 чел.) - это здоровые учащиеся младших классов. Обследование детей
основной и контрольной групп проводилось как до, так и после лечения в стационаре. При этом дети
основной группы обследовались также до и после уроков. Обследование детей нормативной группы
осуществлялось в летний каникулярный период. Всего выполнено 4950 исследований, из них - 3600 при
участии больных детей и 1350 - здоровых учащихся.
Изучены: собственно умственная работоспособность (академическая успеваемость), произвольное
внимание (корректурная проба), зрительное ощущение (КЧСМ), кратковременная память (запоминание
слов), чувство усталости (субъективное шкалирование утомления).
Установлены три основные организационно обусловленные этапы психолого-физиологического
реагирования детского организма на воздействие такого болезненного непсихотического состояния как
невроз (неврастения), которое приводит к изменению умственной работоспособности:
предстационарный этап (по сути пик отрицательного влияния невроза на умственную
работоспособность учащихся), стационарный этап (лечебно-учебный или лечебный процесс),
послестационарный этап (отдаленный эффект психолого-педагогических и лечебно-восстановительных
мероприятий).
Умственная работоспособность (больных неврозом учащихся) - это такое свойство личности, которое
основывается на психолого-физиологических возможностях организма, формируется под влиянием
эндогенных факторов, в том числе таких, как невроз, а также экзогенных ситуаций и проявляется в
функциональной способности личности в определенный момент выполнить умственную работу на
уровне, детерминированном тяжестью невроза. К основным диагностическим,
психолого-педагогическим и психофизиологическим показателям умственной работоспособности
младших школьников, болеющих неврозом, относятся изменения прямых (академическая
успеваемость) и непрямых ее показателей (чувство усталости, зрительное ощущение, произвольное
внимание, кратковременная память и др.). Признаком влияния лечебно-учебного процесса при неврозе
является наличие прямых и отсутствие обратных корреляционных связей со скрытой положительной
динамикой показателей умственной работоспособности.
Нормативные возрастные психолого-педагогические и психофизиологические показатели умственной
работоспособности младших школьников - это средненедельные данные, полученные при обследовании
здоровых учеников младших классов во время летних каникул через месяц после окончания занятий в
школе. Именно через такой период исчезают признаки умственного утомления и снижения умственной
работоспособности, вызванные учебной нагрузкой.
Выявлено, что умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, болеющих
неврозами имеет определенные специфические особенности. Установлено, что индивидуально
дозированная учебная нагрузка, проводимая в процессе лечения этих детей в психоневрологическом
стационаре является элементом комплексного их лечения и способствует восстановлению
умственной работоспособности. Предложен способ психолого-педагогической оценки восстановления
работоспособности, основанный на сравнении текущих ее показателей с нормативными
величинами. Осуществлено внедрение результатов исследования в систему народного образования и
здравоохранения Винницкой области, в работу учебных заведений Винницкого вузовского центра и
др.
The research is dedicated to studying of psychological aspects of mental capacity of younger
children with neurosis who trains in conditions of psychoneurological department.
It was established that mental capacity for work in younger schoolchildren who are ill with
neurosis has specifical peculiarity of manifestation. Individual dose of school load during the
treatment of these children in psychoneurological department is an element of complex treatment
and promote recovery of the mental capacity. It has been carried out inculcation of experimental
investigation results into public education and care of public health system of Vinnitsa region, into
the Vinnitsa education complex of institutes et all.