Дисертацію присвячено аналізу педагогічних поглядів М. І. Демкова. Обгрунтовано особливості підходу педагога до сутності процесу навчання і виховання; виявлено структурні компоненти педагогічної системи М. Демкова. Розкрито педагогічні вимоги вченого до підготовки педагогічних кадрів. У дисертації здійснено систематизацію і критичний аналіз історико-педагогічних праць М. Демкова.
В диссертации изложена педагогическая деятельность и произведен анализ педагогических взглядов М.И.Демкова. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников и приложения. Во вступлении обосновано актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, методы, этапы работы, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов. В первом разделе "Жизненный и творческий путь Михаила Ивановича Демкова освещены этапы жизни и деятельности известного украинского педагога в их историко-социальной обусловленности, с учетом неповторимой индивидуальности педагога, мировозренческие принципы его идейных убеждений.
После обобщения и анализа жизненного и творческого пути украинского педагога,
выделено четыре основных периода общественно-просветительной и педагогической деятельности М. Демкова : Киевский (1870 - 1882 гг.), Глуховский (1882 - 1900 гг.), Московский (1900 - 1918 гг.), Прилукский (1919 - 1939 гг.).
Во втором разделе "Педагогические взгляды М. Демкова" на фоне развития педагогической мысли того времени раскрыта сущность теоретико- методологических основ его педагогических взглядов.
Проанализирована педагогическая система М. Демкова, четко определены ее структурные компоненты : цель, задачи, принципы, законы, правила, методы, приемы, формы, средства; показано значение теоретического наследия ученого для развития педагогики как науки.
Обосновано особенности подхода М. Демкова к сущности процесса обучения и воспитания. Педагог считал, что от успешного решения проблем воспитания зависит не только дальнейшая судьба каждой личности, но и социально- экономическое, культурное развитие страны. Человек, согласно М. Демкову, должен быть физически, интеллектуально, эстетически и морально гармонически развит.
Охарактеризованы и проанализированы дидактические положения педагога (о сущности и содержании образования, методах и приемах, формах и средствах обучения).
В работе раскрыты взгляды ученого на подготовку педагогических кадров, на преобразования в этой области (создание педагогической академии, кафедры педагогики при всех университетах, специальных институтов для подготовки административных руководителей в области народного просвещения и другие), а также на самообразование учителей.
Первоочередное положение в учебных заведениях по подготовке учителей М. Демков отводил кафедре педагогики, что остается актуальным и на сегодня.
В диссертации осуществлено систематизацию и анализ историко-педагогических работ М. Демкова. Их условно разделено на три группы:
1) работы, посвящены истории отечественной педагогики;
2) работы по истории зарубежной педагогики;
3) работы, в которых рассматривается деятельность известных педагогов, их научно-педагогические взгляды. Объективный анализ каждой из групп показал, что автором впервые собран, обработан громадный материал по истории образования и школы в Украине и в России; отдавая должное значение развитию русского просвещения, М. Демков стремился быть объективным, неоднократно подчеркивая и объясняя влияние украинского образования на русское, заимствование россиянами определенных идей, положений украинской педагогики; указывая, что фундаментом развитие культуры, образования, науки
словян, своими корнями уходит к истокам Киевской Руси.
В выводах обобщено результаты работы, показаны перспективы дальнейшего исследования.
The dissertation is devoted to the integral analysis of pedagogical views of M.I.Demkov.
The peculiarities of the educationalist’s approaches to the concept of the process of education
and up-bringing have been substantiated; the structural components of the pedagogical system of
M.Demkov have been singled out. The demands of the scientist to teacher training have also been
revieled. Systematization and critical analysis of historico-pedagogical works of M.Demkov have
been carried out in the dissertation.