DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15692
Title: Виховання громадянської самосвідомості старшокласників засобами символіки народного мистецтва України
Authors: Красовська, Ольга Олександрівна
Keywords: громадянська самосвідомість
громадянське виховання
національні та загальнолюдські цінності
символіка
народне мистецтво
гражданское самосознание
гражданское воспитание
национальные и общечеловеческие ценности
символика
народное искусство
public selfconsiousness
public education
national and the whole mankind values
symbols
folk art
Issue Date: 1999
Publisher: Рівненський економіко-гуманітарний інститут "Тетіс"
Citation: Красовська О. О. Виховання громадянської самосвідомості старшокласників засобами символіки народного мистецтва України : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ольга Олександрівна Красовська ; наук. кер. А. С. Дем’янчук ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 1999. - 23 с.
Abstract: Дисертація представляє дослідження проблеми виховання громадянської самосвідомості старшокласників засобами символіки народного мистецтва України. Актуальність її дослідження зумовлена необхідністю створення нової системи громадянського виховання учнiвської молодi, заснованої на ідеї розвитку самосвідомості особистості у незалежній державі. В роботі визначені основні етапи розвитку ідеї громадянського виховання в Україні; обґрунтована структура громадянської самосвідомості старшокласників та особливості педагогічного впливу національних та загальнолюдських цінностей, відображених в символіці українського народного мистецтва на її становлення. В дослідженні запропоновано науково обґрунтовані та експериментально перевірені основні ланки нової технології виховання громадянської самосвідомості старшокласників засобами символіки народного мистецтва України.
Диссертация представляет исследование проблемы воспитания гражданского самосознания старшеклассников средствами символики народного искусства Украины. Актуальность ее исследования обусловлена построением демократического государства и необходимостью создания новой системы гражданского воспитания учащейся молодежи, основанной на идее развития самосознания личности в независимом государстве. В первом разделе “Теоретические основы воспитания гражданского самосознания старшеклассников средствами символики народного искусства Украины” определены основные этапы развития идеи гражданского воспитания на пути становления национальной системы образования и воспитания Украины; обоснована компонентная структура гражданского самосознания старшеклассников, ее критерии и особенности формирования в современных общественных условиях; показаны особенности педагогического влияния национальных, общечеловеческих ценностей, отраженных в символике украинского народного искусства на становление гражданственности подрастающего поколения; анализируется состояние гражданского воспитания старшеклассников в современной школе, определены уровни формирования гражданского самосознания старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента. Основными компонентами гражданского самосознания в нашем исследовании выступили: познавательный – наличие мировоззрения гражданина Украины, что включает систему знаний, норм и правил поведения в обществе; понимание своего генезиса, государственно-патриотический уровень национального самосознания; эмоционально-ценностный – наличие национальных и патриотических чувств, способность отзываться на проявления прекрасного в жизни; личная обеспокоенность проблемами построения государства; сформированность системы ценностных ориентаций, что проявляются в отношении личности к явлениям материальной и духовной культуры; способность оценивать явления современной общественной жизни в Украине, свое и чужое поведение; праксеологический – способность использовать знания и умения в различных видах деятельности, соблюдение норм и правил поведения в семье и обществе; взаимопонимание, взаимоуважение к представителям других наций, стремление к социальному творчеству. Считаем, что гражданское самосознание старшеклассника успешно формируется средствами обрядово-религиозной, християнской, государственной, региональной символики, отображенной в произведениях украинского народного искусства. В ней воплощены ценности таких уровней: вечные (идеалы добра, любовь, правда, вера, надежда, красота); национальные (идея самостоятельности и государственности Украины, возрождения национального самосознания и достоинства, уважение к украинской культуре и языку); демократические (социальная гармония, уважение к правам народов и человека, высокое правовое сознание, равенство); семейные (верность и любовь, целостность семьи, опека детей и старших, культ предков); ценности личной жизни (мужество, оптимизм, твердость слова, творческий потенциал, терпеливость, здоровый способ жизни, способность к самореализации). Усваивая содержание символики народного искусства украинская молодежь должна обогатиться знаниями, идеями, ценностями национального и общечеловеческого уровня. Осмысленные таким путем ценности трансформируются в моральные ориентиры личности гражданина. Этот компонент структуры личности является стержнем самосознания, вокруг которого вращаются помыслы, чувства человека. В этом состоит специфика ценностного подхода к решению проблемы воспитания гражданского самосознания личности средствами символики народного искусства Украины. Во втором разделе “Опытно-экспериментальная работа педагогических коллективов школ по реализации технологии воспитания гражданского самосознания учеников старших классов средствами символики украинского народного искусства” представлена разработанная теоретическая модель технологии воспитания гражданского самосознания старшеклассников средствами символики народного искусства Украины; описана апробация данной технологии в психолого-педагогических условиях: УДИВЛЕНИЕ – ПОЗНАНИЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСНОЕ ОТНОШЕНИЕ - ТВОРЧЕСТВО; определены уровни формирования гражданского самосознания старшеклассников на этапах формирующего и контрольного экспериментов; приведены результаты внедрения форм и методов воспитательной работы в условиях внедрения новой технологии. Основой экспериментальной педагогической технологии воспитания гражданского самосознания старшеклассников средствами символики народного искусства Украины выступили: программа факультатива “Украинская художественная культура”, ориентировочный тематический план и комплексная система определенных мероприятий (содержание, формы, методы); ориентация на общечеловеческие и национальные ценности украинской художественной культуры во внеурочной воспитательной работе со старшеклассниками; усовершенствование профессиональной подготовки будущего учителя к процессу воспитания гражданского самосознания школьника средствами украинской художественной культуры, посредством дополнения содержания психолого-педагогических дисциплин культорологическим содержанием. В исследовании даны методические рекомендации учителям, кураторам по внедрению новых форм работы в учебно-воспитательный процесс школы и гимназии.
The dissertation presents the investigation af the problem of senior pupils’ public selfconsiousness upbringing by means of the folk art symbols of Ukraine. In the work the main periods of the public education idea development are definited; the structure of public selfconsiousness of senior pupils and pedagogical influence peculiarities of national and the whole mankind values being reflected in Ukrainian folk art symbols on its formation are substantiated. In the investigation there has been proposed the scientifically grounded and experementally examinated main links of the new technology of senior pupils’ public selfconsiousness upbringing by means of the folk art symbols of Ukraine.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15692
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Krasovska.pdf235.98 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.