У дисертації досліджується дидактичний аспект проблеми забезпечення емоційності навчання молодших школярів. Уточнено педагогічну сутність поняття “емоційність навчання”. Розроблено дидактичну модель забезпечення емоційності навчання учнів початкових класів, що охоплює змістовий, процесуальний та мотиваційний компоненти навчальної діяльності. Теоретично
обґрунтовано і експериментально перевірено дидактичні умови забезпечення емоційності навчання молодших школярів. Визначено дидактико-методичні засоби забезпечення емоційності процесу навчання у початкових класах. Результати дослідження, а також розроблені методичні рекомендації можуть бути використані
вчителями початкових класів, вихователями груп продовженого дня, викладачами і студентами вищих
педагогічних закладів освіти.
В диссертации исследуется дидактический аспект проблемы обеспечения эмоциональности
обучения младших школьников. В работе раскрывается роль эмоционального воздействия на качество
усвоения знаний учащимися.
Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников и приложений. Во вступлении обоснована актуальность проблемы; определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, практическое значение, пути апробации и внедрения полученных результатов. В первом разделе “Эмоциональность обучения учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема” осуществлен анализ психологической, педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; охарактеризованы сущность понятий “эмоции”
и “ чувства”, их функции и виды; раскрыта связь эмоций с потребностями и мотивами; обоснована
сущность понятия “эмоциональность обучения”; выделены ведущие интеллектуальные чувства
младших школьников; охарактеризованы особенности эмоционального развития детей младшего
школьного возраста; проанализированы учебные программы, учебники и состояние проблемы в
массовой практике начальной школы. Во втором разделе “Экспериментальное исследование дидактических условий обеспечения эмоциональности обучения младших школьников” выделены и экспериментально проверены дидактические условия обеспечения эмоциональности обучения учащихся начальных классов, описан процесс формирующего эксперимента, проанализированы его результаты. На основании анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, а также исследовательско-экспериментальной работы разработана дидактическая модель обеспечения эмоциональности обучения учащихся начальных классов с учетом содержательного, процессуального и мотивационного компонентов учебной деятельности. “Эмоциональное ядро” содержательного
компонента обеспечивается , прежде всего, содержанием учебного материала; процессуального -
методами, приемами и средствами обучения; мотивационного - эмоциональным фоном обучения,
стилем общения педагога, характером отношений учителя с учащимися. При этом каждый из
указанных компонентов реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Учитывая это,
теоретически обоснованы дидактические условия обеспечения эмоциональности обучения младших
школьников: эмоциональная насыщенность содержания учебного материала; использование на разных
этапах урока методов и приемов обучения с учетом их “эмоционального эффекта”; создание
эмоционально-положительного фона обучения; осуществление индивидуального подхода к учащимся.
В соответствии с выделенными дидактическими условиями разработаны дидактико-методические
средства обеспечения эмоциональности обучения младших школьников.
Дидактическая модель обеспечения эмоциональности обучения учащихся начальных классов
была апробирована в процессе формирующего эксперимента. Анализ результатов экспериментальной
работы свидетельствует, что качество усвоения знаний учащимися экспериментальных классов
значительно выше контрольных; систематическая работа по обеспечению эмоциональности обучения
влияет не только на результативность учебной деятельности школьников, но и содействует
формированию у учащихся интеллектуальных чувств, положительного отношения к учению, что
подтверждает эффективность выделенных дидактических условий.
Результаты исследования, а также разработанные методические рекомендации могут быть
использованы учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, преподавателями
и студентами высших педагогических заведений.
n the thesis the didactic aspect of the problem of providing emotion of teaching junior pupils is being
studied. Pedagogical sense of the notion “teaching emotion” has been particularized. It has been worked out a
didactic model of providing emotion of teaching junior pupils which involves sense, process and motivation
components of teaching activity. Didactic conditions of providing emotion of teaching junior pupils have been
theoretically substantiated and experimentally tested. Didactic and methodical means of providing emotion of
teaching junior pupils have been defined.
The results of the research and also methodical recommendations worked out can been used by teachers
of junior classes and extended - day groups, by students and teachers of higher educational institutions.