DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15670
Title: Активізація пізнавальної діяльності учнів 5-7 класів у процесі самостійної роботи на уроках трудового навчання засобами нових інформаційних технологій
Authors: Ващук, Олена Василівна
Keywords: пізнавальна діяльність
трудове навчання
нові інформаційні технології навчання
умови розробки комп’ютерної навчальної програми
познавательная деятельность
трудовое обучение
новые информационные технологии
условия разработки компьютерной обучающей программы
cognitive activities
labour training
new information technologies
conditions of elaboration computer teaching programme
Issue Date: 2001
Publisher: ЦППК Бердянського державного педагогічного інституту імені П. Д. Осипенко
Citation: Ващук О. В. Активізація пізнавальної діяльності учнів 5-7 класів у процесі самостійної роботи на уроках трудового навчання засобами нових інформаційних технологій : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /. Олена Василівна Ващук ; наук. кер. О. М. Христіанінов ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 2001. - 19 с.
Abstract: Дисертація містить аналіз проблеми специфіки активізації пізнавальної діяльності учнів 5-7 класів загальноосвітньої школи на уроках трудового навчання при використанні засобів нових інформаційних технологій (НІТ). У роботі визначені та експериментально апробовані педагогічні умови розробки комп’ютерної навчальної програми, етапи її складання, особливості організації діяльності учнів визначеного віку у процесі самостійної роботи на уроках трудового навчання з використанням засобів НІТ.
Диссертация содержит анализ проблемы специфики активизации познавательной деятельности учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы на уроках труда с использованием новых информационных технологий (НИТ). На основе психолого-педагогической и методической литературы в работе рассмотрены понятия “деятельность”, “познание”, “познавательная деятельность”. Определены их содержание, структурные компоненты и основные виды. Отмечено, что познавательные действия учащихся всегда должны быть активными. Поэтому, при совершенствовании организационных форм учебной работы в трудовом обучении необходимо обеспечить активную теоретическую и практическую деятельность учащихся, обращая внимание не только на приобретение практических навыков и умений, но и на обеспечение учащихся прочными теоретическими знаниями. Необходимо создать условия формирования у школьника правильного образа практического действия. Данная особенность формирования практических умений на уроках трудового обучения позволяет избежать лишних ошибок и травм. В диссертации проанализированы возрастные особенности учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Отмечено, что для активизации их познавательной деятельности необходимо активизировать механизмы деятельности интеллекта: процесс абстрактного мышления – путем использования средств наглядности в обучении, процесс восприятия – путем подъема эмоционального состояния ученика; процесс внимания – путем индивидуального подхода к ученику и приобщения его к самостоятельной работе; процесс запоминания – путем формирования рефлексии действий ученика. Отсюда сделан вывод, что наиболее важными факторами процесса активизации познавательной деятельности являются наглядность, эмоциональность, индивидуализация, самостоятельная работа и рефлексия действий, а при формировании практических умений – образ действия. Автор рассматривает новые информационные технологии как эффективное средство, влияющее на отмеченные особенности процесса активизации познавательной деятельности учащихся 5-7 классов, позволяющее: - расширять познавательные возможности учащихся, их информационный уровень; - содержать качественный иллюстративно-информационный материал; - создавать условия для развития абстрактного мышления; - работать в индивидуальном для школьника темпе восприятия представ- ленной учебной информации; - развивать рефлексию действий пользователя; - создавать условия для самостоятельной работы ученика с учебным мате- риалом; - поддерживать интерес к приобретению новых знаний. В работе проанализированы различные взгляды, характеризующие новые информационные технологии, рассмотрены разнообразные способы их классификации, а также основные требования к их созданию. Автор рассматривает обучающую компьютерную программу и определяет этапы ее разработки, основные условия ее создания в соответствии с выделенными особенностями процесса активизации познавательной деятельности учащихся основной школы. Разработанные средства реализованы в компьютерной обучающей программе (КОП) “Мастер”, которая используется в процессе самостоятельной работы на уроках трудового обучения при изучении раздела “Технология обработки материалов”. Данная компьютерная программа ориентирована на изучение учащимися 5-7 классов технико-технологических сведений и правил личной безопасности труда. Программа “Мастер” позволяет последовательно прослеживать технологические операции обработки древесины и металла (сверление, строгание, разметка, пиление, клепание и др.), получить информацию об используемых инструментах и приспособлениях, проверить свои знания при ответе на контрольные вопросы. Разработана организация процесса трудового обучения при использовании компьютерной программы “Мастер”: рассмотрены основные части урока, особенности деятельности учителя и школьников, определены основные трудности и способы их преодоления. В диссертации представлена экспериментальная проверка влияния компьютерной обучающей программы на уровень знаний и умений учащихся 5-7 классов. В сравнительной форме показана динамика процесса активизации познавательной деятельности учащихся для экспериментальных и контрольных групп, как по отдельным особенностям, так и процесса в целом, проанализированы их результаты. Отмечено, что использование компьютерной обучающей программы в процессе самостоятельной работы учащихся 5-7 классов на уроках трудового обучения дает возможность учителю усовершенствовать организацию урока, разнообразить формы и средства обучения.
The thesis contains the analysis of problem specificity of activization of cognitive activities in the process of independent work of 5-7 forms pupils of a general secondary school at the lessons of labour training while using new information technologies (NIT). The author defined and checked by means of experiments pedagogical conditions of elaboration of computer teaching programme, its formation stages, peculiarities of organization of the given age pupils cognitive activities at the labour training lessons.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15670
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Vashchuk.pdf222.1 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.