У дисертації викладено результати комплексного дослідження процесу розвитку
виконавської майстерності студентів вищих закладів освіти у період інструментальної
підготовки до відтворення музичної інформації в емоціогенних умовах. Розглянуто нові
методологічні аспекти вирішення проблеми прилюдних виступів майбутніх учителів музики, де
вирізняється п’ять етапів формування надійності гри. Обґрунтовано та експериментально
перевірено методику оволодіння навичками нейтралізації надмірної дії факторів емоційної
стійкості і своєчасного вироблення засобів протидії їх негативному впливу.
В диссертации изложены результаты комплексного исследования процесса развития
исполнительского мастерства студентов педагогических вузов в период подготовки к
воспроизведению музыкальной информации в эмоциогенных условиях. Рассмотрены новые пути
решения проблемы публичных выступлений будущих учителей музыки, где методологическую
основу составили психолого-педагогические положения об эмоциональной устойчивости. В
отличие от стойкости эмоций (постоянство эмоционального переживания, склонность к
ощущению эмоций определенного знака и модальности), эмоциональная устойчивость является
интегративным свойством личности, которое способствует высокому уровню надежности игры
под действием эмоциогенных раздражителей без включения резервных сил организма. Она
определяется соотношением мотивационных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных
качеств инструменталистов с учетом их психофизиологических особенностей.
В результате исследования разработана методика поэтапного формирования
инструменально-исполнительской надежности студентов музыкально-педагогических
факультетов, которая осуществляется на основе становления эмоциональной устойчивости во
время работы над музыкальными произведениями; развития эмоциональной устойчивости в
процессе репетиционной игры репертуара накануне выступления; усовершенствования
эмоциональной устойчивости в период подготовки к выходу на эстраду; применения
эмоциональной устойчивости при исполнении музыкальных произведений в эмоциогенных
условиях; дальнейшего усовершенствования эмоциональной устойчивости во время анализа
результативности игры.
При разработке экспериментальной методики были учтены специфические
характеристики музыкально-исполнительского процесса, а именно: режим непрерывной
деятельности; наличие подготовительного и итогового разделов. Доказано, что успешность
выступлений в емоциогенных условиях улучшается в тех случаях, когда мера возбуждения
студентов музыкальных факультетов педвузов находится в оптимальной зоне. Физиологическим
оптимумом считается уровень возбуждения, требующий от инструменталистов минимальных
потерь физической энергии, а психологическим – при котором без особенных волевых усилий
осуществляется активация следов в долговременной памяти. Корректирование силы исходной
мотивации каждого будущего учителя музыки в зависимости от индивидуального развития
профессионального мастерства, цели и желаемого результата выступления обеспечивает
качественное усвоение и обработку как текстовых, так и исполнительских компонентов. Таким
образом создаются условия для нейтрализации негативного влияния одного из факторов
эмоциональной устойчивости под названием ―дефицит информации. Усвоение образов
структуры действий, которые ―отвечают на влияние возможных раздражителей, проходит более
качественно при наличии эмоциональности и чувственной реакции на социальную сферу
музыкально-исполнительской деятельности студентов.
Определена роль эмоциональной оценки промежуточных и конечных результатов игры
в период воспроизведения текстовых и исполнительских компонентов на начальной и
окончательной стадии работы над музыкальными произведениями. Установлена прямая
зависимость произвольной саморегуляции эмоциональной сферы и доминирования стенических
эмоций, положительно влияющих на надежность игры. Отмечена необходимость создания
условий для использования поверхностных адаптационных резервов; определения ведущих
объектов внимания среди текстовых и исполнительских компонентов; запоминания
оптимального психофизиологического напряжения; установления длительности и интенсивности разыгрывания. Изложены рекомендации, способствующие
инструментально-исполнительской надежности будущих учителей музыки непосредственно в
эмоциогенных обстоятельствах с целью сохранения предварительной результативности игры.
В диссертационном исследовании впервые теоретически обоснованы положения
пятиэтапного развития инструментально-исполнительской надежности студентов педвузов;
рассмотрены психолого-педагогические условия усовершенствования процесса формирования
надежности игры специалистов. Экспериментально проверена методика целенаправленного
овладения навыками нейтрализации чрезмерного действия стресс-факторов и своевременной
выработки способов противодействия их негативному влиянию.
The thesis states the findings of comprehensive investigation into the process of performance
mastery in students of pedagogical higher educational institutions in the period of preparation for
reproduction of musical information in emotion-related situations. The author studied methodological
aspects of solving the problem of public performance of prospective music educators where five phases
of acquiring the playing reliability were found. Rationale and proof by experiment were provided for
methods of mastering the skills of neutralizing excessive impact of emotional stability factors and timely
producing of a means to counteract their adverse effect.