У дисертації досліджується мала проза Ореста Авдиковича в нерозривному
зв'язку з естетико-філософською еволюцією західноукраїнської новелістики
90-х років ХІХ – 900-х років ХХ століття. Автор простежує вплив “старої” та
“нової” генерації українського письменства на становлення творчого обличчя
митця, формування його світоглядних позицій та естетичних уподобань,
особливості художньої манери. Творчість письменника аналізується з позицій
осмислення її належності до періоду передмодернізму та модернізму, для
яких характерні певна стильова еклектика, поєднання іманентних рис
традиціоналістської та модерністської літературних епох.
Розкривається новаторство письменника, яке проявляється здебільшого на
формальному рівні. Наголошується на домінуванні екзистенційної
проблематики в белетристиці О. Авдиковича,
яка знаходить самобутні письменницькі ідейно-художні вирішення в
світоглядній та естетичній системі раннього українського модернізму.
Досліджується жанрова своєрідність прози письменника, її зумовленість
явищами психологізації, ліризації епіки, підвищення питомої ваги
фрагментарних форм у загальному потоці літератури кінця ХІХ – початку ХХ
ст.
На основі різнобічного аналітико-синтетичного дослідження зроблено
висновки про оригінальність індивідуальної стильової манери письменника, в
якій знайшли своє органічне втілення філософські та мистецькі пошуки доби.
В диссертации исследуется малая проза Ореста Авдыковича в неразрывной
связи с эстетико-философской эволюцией западноукраинской новеллистики
90-х годов ХІХ - 1900-х годов. Автор прослеживает влияние “старой” и
“новой” генерации украинских писателей на становление творческой
индивидуальности художника, формирование его мировоззренческих
позиций и эстетических пристрастий. Исследуются мировоззренческие
основы творчества писателя, отмечается доминирование во взглядах писателя
на жизнь чувственного максимализма и фатализма. Именно эти черты
характера вместе со склонностью к саморефлексии определяют
неповторимость индивидуального авторского стиля писателя.
Творчество беллетриста анализируется с позиций предмодернизма и
собственно модернизма, для которого характерными являются определенная
стилевая эклектичность, объединение имманентных черт поэтики двух
литературных эпох - реализма и модернизма. Реализм, натурализм,
символизм, неоромантизм, декаданс, синтезируясь в творчестве художника,
создают особый художественный мир.
Определено, что новая эстетико-художественная система ценностей в
творчестве писателя складывалась не под влиянием активного протеста
против народнической традиции, а в попытках синтезировать, примирить
различные парадигмы творчества. Стремление к обновлению комплекса идей
народничества у писателя соответствовало общей тенденции преодоления
“старых форм” творчества, которая наметилась во взглядах молодого
поколения литераторов, пришедших в украинскую литературу в начале ХХ
столетия. Раскрывается новаторство писателя, которое проявляется
преимущественно на формальном уровне.
Установлено, что в сфере проблематики автора интересует, прежде всего,
раскрытие сложного внутреннего мира своих героев, в образах которых
отчетливо просматриваются черты интеллигентов-современников.
Акцентируется внимание на доминировании экзистенциальной проблематики
в беллетристике О. Авдыковича, нашедшей свое художественное разрешение
в мировоззренческой и эстетической системе раннего украинского
модернизма. Вместе с тем, в поле зрения автора попадают проблемы
межличностных отношений, которые сконцентрированы вокруг вечных
доминант человеческого существования: жизни и смерти, смысла бытия,
конфликта поколений, взаимоотношений художника и общества.
Обособленное место в творчестве писателя занимает проблема "война и
общество", наличие которой обусловлено событиями времен первой мировой
войны. Автор стал очевидцем трагедии украинского населения, участь
которого усугубилась преследованиями на национальной почве. Положив в
основу повести "Ой у рідному краю та на Дикому полі" натуралистические
описания отдельных эпизодов из реальной жизни, писатель поднялся до
уровня аллегории, философского обобщения вселенского масштаба.
Своим творчеством писатель снимает оппозицию "декадент – ergo враг
Украины" воплощая в своих произведениях новые идеалы
национально-культурного развития и преступая, таким образом, пределы
отождествления понятий "народ" и "крестьянство".
Доминирующей чертой малой прозы Ореста Авдыковича является ее
отчетливая лирико-психологическая направленность, которая проявляется не
только на проблемном, но и на жанровом уровне.
Исследуется жанровое своеобразие прозы писателя, ее обусловленность
процессами психологизации, лиризации и приращения удельного веса
фрагментарных форм в общем потоке литературы конца ХІХ - начала ХХ ст.
Установлено, что беллетристика О. Авдыковича почти полностью
соответствует определению "малая проза", хотя это обстоятельство не дает
оснований отрицать, что она отличается разнообразием форм: среди
полусотни миниатюр встречаются рассказы, новеллы, наброски,
стихотворения в прозе, притчи.
Подчеркивается, что главными достоинствами новеллистики прозаика
является богатство ее ритмического рисунка, мелодичность и образность,
сугестивность и эмоциональность речи.
Анализ творческих поисков позволяет считать писателя одним из наиболее
ярких представителей украинской литературы эпохи предмодернизма. Его
творчество во всей совокупности характеризирующих его черт позволяет
говорить о нем как о явлении предвосхищающем феномен "Молодой музы".
Новаторство беллетриста проявляется в обновлении смысло-формальных
составляющих западно-украинской прозы начала века на основе слияния
этических и эстетических доминант реалистической и модернистической
художественных систем.
На основе разностороннего аналитико-синтетического исследования сделан
вывод об оригинальности индивидуальной стилевой манеры О. Авдыковича,
в которой нашли свое органическое воплощение философские и
художественные поиски эпохи.
Dissertation is devoted to studying Orest Avdykovych's “small prose” in close
connection with aesthetic and philosophical evolution of the West-Ukrainian short
story writing in the 90-ies of the 19 th – the first decade of the 20 th centuries. The
author investigates the influence of “old” and “new” generation of Ukrainian
writers on the development of the artist's personality, shaping his outlook and
aesthetic views, features of his individual creative style. The writer's work is
analyzed as that belonging to the pre-modernistic and modernistic trends in
literature which are characterized by certain genre eclectism, combination of the
immanent features of the traditionalistic and modernistic literary epochs.
Dissertation describes the innovatory character of the writer's work, which is
observer at the level of form mostly. It is emphasized that Orest Avdykovych's
fiction is dominated by the existentialist problems which are given original artistic
and ideological expression in the outlook and aesthetic system of the early
Ukrainian modernism. The genre originality of the writer's prose, its being by the
phenomena of psychologization and lyricisation of the epic, increase in the
proportion of the fragmentary forms in the general literary process of the late 19 th
– early 20 th centuries.
The conclusions about the originality of the individual style of the writer, which
naturally reflected the contemporary philosophical and artistic values, are, drawn
on the basis of the multilateral analytical and synthetical investigation.