Дисертацію присвячено проблемі організації ефективної самостійної роботи
студентів педагогічних коледжів у процесі викладання української мови, у яких
здійснюється підготовка кваліфікованих фахівців для закладів освіти. У роботі
теоретично обґрунтовано сутність таких понять: самостійність і самостійна робота
студентів, керівництво самостійною роботою; описано організаційну модель
керівництва самостійною роботою студентів в умовах педагогічного коледжу;
виявлено види, форми, лінгводидактичні умови і принципи організації самостійної
роботи студентів; розроблено технологію її здійснення у процесі викладання
української мови.
Диссертация посвящена проблеме организации эффективной самостоятельной
работы студентов педагогического колледжа в процессе преподавания украинского языка.
На основании теоретического анализа раскрыты социально- педагогические
факторы, которые влияют на рост интереса к поиску
инновационных технологий в образовании, в частности к организации
самостоятельной работы. Современная концепция высшего образования определяет основной своей составляющей самостоятельную работу студентов, без которой невозможно сформировать активность, инициативность и творчество будущих специалистов.
Высшие педагогические заведения призваны не только давать студентам
определенную систему знаний, формировать у них профессиональные умения и
навыки, но и помочь овладеть методикой самостоятельного поиска и получения
информации необходимой для дальнейшей деятельности.
Результаты теоретического изучения источников по исследуемой проблеме
дали возможность обосновать сущность таких понятий, как самостоятельность, самостоятельная работа студентов, руководство самостоятельной работой. В
процессе теоретического анализа выявлено виды, формы, лингводидактические
условия и принципы организации самостоятельной работы студентов.
Констатирующий этап исследования выявил, что в педагогических
колледжах существует определенный опыт и практика планирования, организации
самостоятельной работы студентов, которая во многом учитывает основные
направления и тенденции современной дидактики высшей школы. Вместе с тем
следует констатировать существование сложностей в практической реализации
самостоятельной работы, эффективность которой зависит как от студентов (знания
рациональных приемов умственной деятельности; умение планировать и
организовывать самостоятельную работу), так и от деятельности преподавателей
(обучение студентов научной организации умственного труда, повышения контроля за систематической работой на протяжении семестра, организации систематических консультаций).
Эффективность организации самостоятельной работы студентов
педагогического колледжа в процессе их филологической подготовки
обеспечивается комплексом педагогических условий: обновления содержания
учебного материала по украинскому языку, его структурирования, методов
реализации в учебном процессе; изучение индивидуальных учебных возможностей студентов; вооружение студентов навыками самостоятельной учебной работы; обеспечение целесообразного педагогического руководства самостоятельной работой студентов.
Обновление содержания учебного материала, его структурирования,
форм и методов реализации, методического обеспечения курса языка
осуществлялось на основе взаимосвязи четырех аспектов в формировании его
содержания: научного, коммуникативно-функционального, профессионального,
организационно-дидактического (целесообразное соотношение содержания и объема
самостоятельной учебной аудиторной и внеаудиторной работы студентов)и
предусматривало :
-смену структурных компонентов учебной программы по украинскому языку;
-осуществление внутреннего упорядочения содержания, форм и методов
преподавания курса украинского языка с учетом его специфики в педагогическом
колледже:
1) распределение учебного материала на отдельные учебные единицы по
принципу укрупнения;
2) определение дидактической цели каждой из них, видов, форм и методов
самостоятельной фронтальной и индивидуальной работы студентов;
3) обеспечение реализации дидактической цели каждой учебной единицы; 4) организация эффективного руководства самостоятельной работой
студентов посредством консультаций, индивидуальных и групповых
заданий, методических рекомендаций преподавателей;
5) осуществление обратной связи с помощью самоконтроля студентов и
контроля преподавателей;
-обеспечение целесообразного педагогического руководства самостоятельной
работой студентов всеми подразделениями и преподавателями педагогического
колледжа.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
I этап - определение исходных данных об индивидуально-типологических
особенностях готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности.
II этап — организация педагогического воздействия, направленного на
усовершенствование мотивационного, содержательного и конструктивного
компонентов филологической подготовки студентов в условиях организации
самостоятельной работы; внесение корректив в процесс преподавания украинского
языка в педколледже.
III этап — апробация организационной технологической модели самостоятельной
работы студентов на школьном отделении педагогического колледжа в процессе
преподавания украинского языка и оценка ее эффективности.
Для проверки эффективности разработанной нами технологии организации
самостоятельной работы студентов в конце учебных семестров проводились
контрольные срезы, которые предусматривали выявление навыков осуществления
студентами самостоятельной учебной деятельности. По результатам
соответственных расчетов в экспериментальных группах определено увеличение
количества студентов, у которых наблюдается высокий и средний уровни
формирования показателей самостоятельности и уменьшение количества с
низким уровнем.
Разработанная и экспериментально проверенная технология организации
самостоятельной работы студентов педколледжа в процессе преподавания
украинского языка способствует развитию у студентов навыков осуществления
самостоятельной работы, постоянному самоусовершенствованию,
самообразованию, формированию учебной и профессиональной самостоятельности.
Thesis is devoted to the problem of effective students self – independent work in
pedagogical colleges in the teaching process of Ukrainian, where the preparing of skilled
specialists for educational establishments is held.
It was paid much attention to the problems of self - independence, students self –
independent work, self – independent work administration, to the organizing model of
students self – independent work administration in pedagogical college. Kinds, forms,
lingvodidactical conditions and principles of students self– independent work were
discovered. The technology of its realization in the process of Ukrainian teaching was
elaborated.