DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15566
Title: Психолого-педагогічні причини лихослів'я та особливості його прояву у шкільному середовищі
Authors: Широкорадюк, Лілія Анатоліївна
Keywords: лихослів'я
агресія
міжособистісне спілкування
психолого-педагогічні причини і особливості прояву лихослів'я
шкільне середовище
сквернословие
агрессия
межличностное общение
психолого-педагогические причины и особенности проявления сквернословия
школьная среда
ribaldry
aggression
cooperation
psychological and pedagogical causes ribaldry
peculiarity manifestation of ribaldry and school surroundings
Issue Date: 2001
Publisher: Віддруковано у СМП ― м. Тернопіль
Citation: Широкорадюк Л. А. Психолого-педагогічні причини лихослів'я та особливості його прояву у шкільному середовищі : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Лілія Анатоліївна Широкорадюк ; наук. кер. В. О. Татенко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 16 с.
Abstract: У дисертації в узагальненому вигляді представлені результати дослідження психолого-педагогічних причин і особливостей прояву лихослів'я в шкільному середовищі. Здійснено аналіз психологічної природи лихослів'я, запропоновані варіанти класифікації лихослів'їв. Встановлено, що найбільш дошкульними і образливими виступають лихослів'я, які знецінюють природні, душевно-духовні, власне суб'єктні властивості і кондиції людини. Кількісний і якісний аналіз емпіричних даних дозволив встановити особливості прояву лихослів'їв у шкільному середовищі та у сім'ї. У ході експериментального дослідження з'ясовано ситуації, що провокують поширення лихослів'їв серед учнів. У психодіагностичному дослідженні встановлено залежність інвективної поведінки від індивідуально-психологічних особливостей досліджуваних (агресивності, тривожності, способу реагування у конфліктній ситуації, емпатії тощо). Теоретично обґрунтовані та експериментально апробовані методичні засоби профілактики та корекції лихослів'їв.
Настоящее исследование направлено на изучение психолого-педагогических причин сквернословия, а также на выявление его характерных проявлений в школьной среде. Актуальность исследования определяется установленным фактом возрастающей инвективизации речевого общения среди школьников, а также необходимостью определения научно-обоснованных средств профилактики и преодоления этого негативного явления. На основе теоретического анализа и экспериментального изучения проблемы в работе установлена психолого-педагогическая природа изучаемого явления. Сквернословие определяется как вербальная форма экстериоризации негативных чувств, эмоций, намерений, установок человека в ситуациях, когда физическое действие полностью или частично заблокировано. Изучая психологическую природу сквернословия, мы исходили из того, что присвоение речевой культуры, ее интериоризация совершается конкретным человеком как субъектом психической жизни, который способен выборочно относиться к любым образцам речевого поведения. В работе показано, что социальная ситуация развития современного школьника непосредственно влияет на использование в речи сквернословий. Употребление сквернословия закрепляется благодаря влиянию ближайшего социального окружения: оно имеет "семейные корни", усовершенствуется в процессе неформального общения в разновозрастных компаниях и в кругу ровесников, как в условиях "улицы", так и в школьной среде. Усиливает данный процесс засилье агрессии и сквернословия в СМИ, попустительское и равнодушное отношение к данному явлению в нашем обществе. Имеются также и индивидуальные причины, которые детерминируют сквернословие: склонность к агрессии, неблагополучие в развитии эмоциональной сферы, недоразвитие мотивационно-волевой сферы, механизмы психологической защиты, акцентуации характера. На основании эмпирического исследования установлено, что 66% опрошенных учеников ответили, что родители сквернословят в их адрес; 48% родителей подтвердили ответы детей, 58% родителей отметили, что в их семейной среде имеет место сквернословие. Факт сквернословия учителя в адрес ученика подтвердило 60% учеников и 40% учителей. В результате такого "научения" 96% опрошенных учеников сквернословят, а 55% учеников употребляют в своей речи нецензурную брань. В диссертации установлено, что наиболее обижающими являются сквернословия, которые обесценивают сущностные, собственно субъектные свойства и качества человека. Анализ особенностей проявлений сквернословия среди учеников указывает на то, что у них недостаточно развиты этичные и эстетичные чувства, прослеживается недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, рефлексии и эмпатии. Анализ проявлений учительских и родительских сквернословий, а также ситуаций во взаимодействии с ребенком которые их провоцируют свидетельствуют о том, что у взрослых наблюдается недостаточная психолого-педагогическая компетентность, отсутствует умение управлять своим эмоциональным состоянием, строить взаимоотношения с ребенком на субъект субъектной основе, неразвитость моральных установок, рефлексии и эмпатии. В диссертации представлена комплексная методика предупреждения и коррекции сквернословия. Контрольный этап исследования подтвердил эффективность проведенных в школьной среде психолого-педагогичных мероприятий.
The dissertation includes theoretical and empiric studies of psychological and pedagogical causes in using ribaldry. The event of using ribaldry is fundamentally studied in psychological aspect: its nature is analysed and different kinds of classifications are proposed. The quantitative analysis of the empirical data proved the theoretical generalisation and the qualitative analysis allowed revealing the using of ribaldry by the teachers and schoolchildren both at home and at school. Psycho-diagnostic methodises helped to determine the level of aggression, the way of reacting in conflict situations, and empathies in pupils and teachers to avoid using ribaldry when speaking. The prophylactic and corrective methods were theoretically explained and experimentally proved. They include recommendations to use different active forms and methods in the work with pupils, teachers and parents.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15566
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shirokoradyuk.pdf224.39 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.