DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15512
Title: Теорія і практика фізичного виховання дітей дошкільного віку в Україні (1918-1939 рр.)
Authors: Пантюк, Тетяна Ігорівна
Keywords: дошкільники
фізичне виховання
зміст
методи
форми
засоби
дошкольники
физическое воспитание
содержание
методы
формы
средства
children under school age
physical training
content
methods
forms
means
Issue Date: 2001
Publisher: Інформаційно-видавничий центр Товариства "Знання" України
Citation: Пантюк Т. І. Теорія і практика фізичного виховання дітей дошкільного віку в Україні (1918-1939 рр.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Тетяна Ігорівна Пантюк ; наук. кер. В. П. Кемінь ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 2001. - 18 с.
Abstract: У дисертації науково обґрунтовується процес становлення та розвитку системи фізичного виховання дошкільників в Україні у міжвоєнну добу. Розглядається вплив педагогічних теорій вітчизняних (С.Русової, Я.Чепіги, П.Франка, А.Животка та ін.) та зарубіжних (Ф.Фребеля, М.Монтессорі, сестер Агацці, Г.Горна та ін.) теоретиків дошкільного виховання на процес становлення і розвитку фізичного виховання дітей дошкільного віку. На основі зібраних і систематизованих архівних документів, посібників, інструкцій, порадників, матеріалів періодичної преси розглядаються теоретичні засади фізичного виховання дошкільників, зміст та особливості організаційних форм та засобів фізичного виховання дітей дошкільного віку.
В диссертации анализируется процесс становления и развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста в Украине (1918-1939гг.). Рассматриваются особенности двух периодов физического воспитания: 1918-1922 – этап активизации процессов национального и культурного возрождения Украины; 1922-1939 – советский период. Установлено, что на протяжении двух периодов физическому воспитанию детей дошкольного возраста уделялось должное внимание, хотя содержание физического воспитания носило различный характер. Определено, что для обеспечения нормальной деятельности дошкольных учреждений в исследуемый период органами образования издавалась специальная педагогическая пресса: газеты, журналы, альманахи. Исследовано, что в этот период были созданы фундаментальные труды по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (Е.Аркин ”Дошкольный возраст”, В.Блях ”Физкультура дошкольника”, Л.Чулицкая ”Гигиена дошкольного возраста”, Е.Тихеева ”Организация детского сада и детского дома” и др.). Особое внимание в работе уделено становлению рефлексологии в Украине, указано, что эта теория имела значительное влияние на становление дошкольного воспитания вообще и физического воспитания детей дошкольного возраста в частности. Акцентируется, что основоположником дошкольного воспитания в Украине по праву считается С.Русова. В рассматриваемый период она возглавляла департамент Дошкольного воспитания. С.Русова в краткие сроки разработала концепцию украинского детского сада, в которой указала на теоретические и практические пути организации дошкольного воспитания в Украине. Ей принадлежит ряд научных трудов по дошкольному воспитанию: ”Дошкольное воспитание”, ”В детском саду”, ”Теория и практика дошкольного воспитания”, ”Национализация дошкольного воспитания”, ”Новые методы дошкольного воспитания” и др., в которых затрагиваются вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста. Значительный вклад в развитие физического воспитания детей дошкольного возраста сделали также Я.Чепига, А.Животко, П.Франко и другие. Доведено, что их взгляды на дошкольное воспитание детей были научной основой организации системы дошкольного воспитания в Украине. Установлено, что на процесс становления физического воспитания в Украине в рассматриваемый период значительное влияние имели теории зарубежных педагогов Ф.Фребеля, М.Монтессори, Г.Горна, Агацци. Подтверждением этого являются подробные исследования отечественных педагогов, результаты которых печатались на страницах периодической прессы того времени. Определено, что в исследуемый период наблюдается существенный подъем как в сфере педагогических идей, так и в развитии методов и форм физвоспитательной работы. Обязательными элементами физического воспитания детей дошкольного возраста были организованные физкультурные занятия, утренняя гимнастика, игра, воспитание гигиенических навыков, экскурсии и прогулки. В методической литературе того времени представлены образцы планов занятий с детьми дошкольного возраста в садах, яслях, летних оздоровительных площадках, сезонных лагерях. Результаты исследования свидельствуют, что педагоги того времени по разному относились к использованию утренней гимнастики в дошкольных учреждениях. Однако большинство теоретиков и практиков считало ее обязательным элементом физической культуры дошкольника. Особенно важным элементом физического воспитания дошкольников в исследуемый период по праву считалась игра. В диссертации обобщены взгляды педагогов на классификацию игр, их использование в процессе физического воспитания, роль в развитии ребенка, указаны конкретные методические приемы использования различных игр. Установлено, что важным условием правильной организации физического воспитания дошкольников считалось правильное применение средств физического воспитания, оборудование залов и площадок для занятий физическими упражнениями, гигиенические условия дошкольного учреждения. Отдельное внимание в работе посвящается роли игрушки в процессе физического воспитания, анализируется ее значение в жизни ребенка-дошкольника, выделяются функции игрушки в процессе игры. Установлено, что в исследуемый период появляются новые формы физического воспитания – летние лагеря, прогулки, экскурсии, походы, загородные и сезонные дошкольные учреждения. В диссертации доказано, что в исследуемый период физическому воспитанию отведено главенствующее место в системе дошкольного воспитания.
In the thesis the process of formation and development of the system of physical training of children under school age in Ukraine during interwar period is discussed. The influence of pedagogical theories on the process of formation and development of physical training of children under school age of native (S.Rusova, Ya.Chepiha, P.Franko, A.Kgyvotko) as well as foreign (F.Frebel, M.Mountessory, Sisters Agatsy, H.Horna and others) theorists of preschool education is under consideration. On the basis of collected and systematized archives materials, text-books, instructions advisers materials of periodicals the theoretical fundamentals of physical training of children under school age, the content and peculiarities of practical forms and means of physical training of such children are examined.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15512
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Pantyuk.pdf226.18 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.